Личный статус - положение, которое человек занимает в малой, или первичной, группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. Социальный статус – положение человека, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы (профессиональной, классовой, национальной).
Социальный и личный статусы могут совпадать и не совпадать. Врач Н. обладает высоким профессиональным статусом, поскольку его специальность престижная, но в спортивной секции по каратэ, где он занимается два раза в неделю, к нему относятся как к аутсайдеру.
Приписываемый статус (его еще называют аскриптивным) – это статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени. Приписываемый статус не совпадает с прирожденным Прирожденным считаются только три социальных статуса: пол, национальность, раса. (Негр, мужчина, русский)
Король – приписываемый статус. Почему? А князь, граф? Правильнее говорить о приписываемом, а не прирожденном статусе. Прирожденные статусы: «сын», «дочь», «сестра», «брат», «племянник», «дядя», «бабушка» и все «родственники в законе». Стать «родственником в законе» можно только через брак. А статусы падчерицы, пасынка, крестного отца, крестной матери?
Прирожденным является биологически унаследованный статус, а приписываемым является социально приобретаемый, но одинаковый по названию с прирожденным статус. Сын – и прирожденный, и приписываемый статус. Чтобы не было путаницы, социологи договорились называть тот и другой типы статуса одинаково – приписываемый статус
Модель поведения, ориентированная на конкретный статус, называется статусной ролью, или просто ролью. Индивид, занимающий высокую позицию в обществе, если измерять эту высоту, или ранг, с точки зрения доступных ему власти, дохода, образования и престижа, в наибольшей мере стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. Совокупность ролей, выполняемых человеком, называется ролевым набором (ролевым репертуаром).
Социализация личности и социальная адаптация Социализация личности и социальная адаптация Социализация личности Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных ролей и норм, духовных ценностей. Условие. Вне постоянных связей с другими людьми социализация невозможна. Протекает в течение всей жизни человека. Социальная адаптация Процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств. Человек осуществляет этот процесс осознанно. Два типа адаптации: Активное воздействие на социальную среду, стремление изменить устаревшие нормы. Пассивное (конформное) восприятие целей и ценностей группы, окружения.
Слайд 2
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА
- ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
- ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА И СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ КАК ИНСТРУМЕНТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.
- ТЕОРИЯ РОЛЕВЫХ КОНФЛИКТОВ В ИЗУЧЕНИИ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ.
Слайд 3
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ.
- ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС, СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ,
- РОЛЕВОЙ НАБОР, РОЛЕВОЙ КОНФЛИКТ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ.
- ТЕРМИНЫ: АВТОРИТЕТ, ПРЕСТИЖ, МАНИПУЛЯЦИЯ.
Слайд 4
Индивид – индивидуальность – личность
- Индивид – каждый отдельный человек
- Индивидуальность – неповторимость каждого человека
- Личность – социальная характеристика человека (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения…)
Слайд 5
Структура психики личности
По Зигмунду Фрейду (1856 – 1939)
- Сверх-Я
- сфера бессознательного, биологические потребности, вытесненные желания
- сознание, помогающее нам контактировать с внешним миром, регулировать наши действия
- культурные нормы и ценности, созданные обществом и выступающие в качестве цензора в поведении человека
- либидо мортидо
Слайд 6
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ.
ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ, ЗАНИМАЕМОГО С ВОЗРАСТОМ, ПОЛОМ, СОЦИАЛЬНЫМ ПРОИСХОЖДЕНИЕМ И ПРЕДПОЛАГАЮЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ, НАЗЫВАЕТСЯ
- СОЦИАЛЬНЫМ СТАТУСОМ.
- УЧАЩИЙСЯ
- СЫН, БРАТ.
- МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК
- СПОРТСМЕН
- ОДНА ИЗ ПОЗИЦИЙ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ОПРЕДЕЛЯЕТ ЕГО СОЦИАЛЬНО- ГЛАВНЫЙ СТАТУС
Слайд 7
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ
СТАТУСЫ ОТ РОЖДЕНИЯ- ПРЕДПИСАННЫЕ
- ПОЛ, РАСА, ВОЗРАСТ
СТАТУСЫ НОВЫЕ ДОСТИГАЕМЫЕ
- СТАТУСЫ МОГУТ ВСТУПАТЬ В ПРОТИВОРЕЧИЕ- ХОРОШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ- РАБОТА- НИЗКАЯ ЗАРПЛАТА.
ВАЖНЫ СТАРТОВЫЕ УСЛОВИЯ- БЛАГОПРИЯТНЫЕ И НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ
Слайд 8
ПРЕСТИЖ- ОЦЕНКА ОБЩЕСТВОМ ИЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЗНАЧИМОСТИ ПОЗИЦИЙ ЗАНИМАЕМЫХ ЛЮДЬМИ
КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ.
Слайд 9
СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИ.
ОТ ЧЕЛОВЕКА ЗАНИМАЮЩЕГО ОПРЕДЕЛЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЖДУТ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ
ОЖИДАНИЕ, ПРЕДПИСАНИЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО СТАТУСУ ПОВЕДЕНИЯ
НАЗЫВАЮТ
- СОЦИАЛЬНОЙ РОЛЬЮ
- РОЛЕВОЙ
- КОНФЛИКТ
- ТРЕБОВАНИЕ
- ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ ТРУДНОСОВМЕСТИМЫХ
- РОЛЕЙ
- СОВОКУПНОСТЬ РОЛЕЙ-
- РОЛЕВОЙ
- НАБОР
РОЛЕВОЙ НАБОР ОТДЕЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ МНОГИМИ ФАКТОРАМИ
ОДИН ИЗ НИХ- ВОЗРАСТ
Слайд 10
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
- ОВЛАДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ НАБОРОМ РОЛЕЙ СВЯЗАНО С УСВОЕНИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
- ПРОЦЕСС УСВОЕНИЯ ОБРАЗЦЕВ ПОВЕДЕНИЯ, СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ И НОРМ, ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НАЗЫВАЕТСЯ
- СОЦИАЛИЗАЦИЕЙ ДЕТСТВО- С 1Г ДО 8. ПОДРАЖАНИЕ ВЗРОСЛЫМ.
- 1 ЭТАП
- 8- 9 ЛЕТ
- ИГРА ПО ПРАВИЛАМ. ПОСТИЖЕНИЕ МОРАЛЬНЫХ НОРМ, ДУХ. ЦЕННОСТЕЙ.
- СОЦИАЛИЗАЦИЯ СОПРОВОЖДАЕТ ЧЕЛОВЕКА ВСЮ ЖИЗНЬ- УСВОЕНИЕ
- НОВЫХ РОЛЕЙ.
Слайд 11
КТО УЧИТ НАС « ИГРАТЬ ПО ПРАВИЛАМ»
- СЕМЬЯ
- СВЕРСТНИКИ
- ШКОЛА
- СРЕДСТВА
- МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ВМЕСТЕ С ТЕМ НАДО ПРИЗНАТЬ ЧТО, СМИ МОГУТ СЛУЖИТЬ СРЕДСТВОМ
МАНИПУЛЯЦИИ, ТО ЕСТЬ НЕЯВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИЧНОСТЬ
Слайд 12
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ.
ОДНОЙ ИЗ СТОРОН СОЦИАЛИЗАЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ.
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ- ПРИСПОСОБЛЕНИЕ- ЭТО ПРОЦЕСС ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К МЕНЯЮЩЕЙСЯ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ С ПОМОЩЬЮ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ.
Класс: 11-й класс, профильный уровень.
Название темы: Социальные статусы и роли.
Роль и место данной темы в курсе: Тема изучается в 11-м классе профильный уровень по программе Л.Н.Боголюбова в течение 2 уроков в рамках тематического блока “Социальное развитие современного общества” и призвана дать понятия: социальный статус, виды статусов их классификация, социальные роли, ролевой набор, имидж, социализация.
Основные вопросы темы 1 урока:
- Что такое статус.
- Что такое социальный статус личности.
- Социальные роли.
Основные особенности использования цифровых образовательных Интернет-ресурсов и компьютерных программных средств: цифровые образовательные ресурсы в данной теме используются для поиска и систематизации информации о социальных статусах и ролях, а также для подготовки выступлений учащихся. Учащиеся используют Интернет для поиска информации, программы Microsoft Offise Word и Microsoft Offise PowerPоint для подготовки выступлений.
Технические средства: компьютер, принтер, проекционная аппаратура.
Использование компьютера при подготовке учителя к уроку: учитель использует Интернет и программы Microsoft Offise Word и Microsoft Offise PowerPoint для помощи ученикам в процессе самостоятельной работы и поиску информации.
Ожидаемые результаты обучения: Учащиеся познакомятся с основными позициями социального статуса, его видами, ролевым набором личности. Умеют находить, систематизировать, отбирать и применять найденную информацию при подготовке на уроке. Умеют готовить презентации по данной теме с использованием компьютерных программ. Умеют формировать и аргументировать мысль, излагать информацию, приводить примеры, задавать вопросы и отвечать на них.
Описание урока по теме: “социальные статусы и роли”
Цели урока: углубить и систематизировать знания учащихся о социальном статусе личности. Формирование основ социальной культуры.
Задачи урока:
- Образовательные: усвоить понятия “ социальный статус” и “ социальная роль”.
- Воспитательные: формировать отношение к процессу социализации, вырабатывать активную гражданскую позицию, воспитывать толерантное отношение к людям.
- Развивающие: развить познавательный интерес у учащихся к изучению данной темы при работе с Интернетом, электронными носителями, развивать умения интегрировать работу с компьютерной техникой и учебной литературой по данной теме.
Тип урока: веб-квест.
Оборудование: компьютеры с подключением к сети Интернет, проектор, экран, принтер.
Перечень используемых цифровых ресурсов на уроке:
Социальная роль. С понятием «социальный статус» тесно связано понятие «социальной роли», которое предложил Дж. Мид в конце XIX – начале XX вв. Социальная роль (фр. - Role) - это набор норм, определяющих как должен вести себя человек данного социального положения, в данной социальной позиции; это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Для возникновения роли необходима целая система норм, регулирующих действия человека в качестве исполнителя той или иной роли. Если, например, для данной социальной категории предписаны лишь немногие нормы (например, пешеходы должны переходить дорогу в специально указанных местах), этот набор еще не расценивается как социальная роль.
Слайд 7 из презентации «Ролевая концепция личности» к урокам обществознания на тему «Человек и общество»Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке обществознания, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Ролевая концепция личности.ppt» можно в zip-архиве размером 230 КБ.
Скачать презентациюЧеловек и общество
«Социальные статусы и роли личности» - Приписываемый статус. Понятие «статус». Ральф Линтон. Социальный статус. Обязанности. Портрет. Личный статус. Ролевая идентификация. Статус. Виды статусов. Статусный портрет человека, или статусный набор. Статусный набор (портрет) человека. Специальность «Налоги и налогообложение». Ролевой набор. Положение человека, которое он занимает.
Начальник. Ролевой набор. Друг, знакомый. Совокупность действий, которые человек обязан выполнять. «Психодраматические» роли. Работник. Джекоб Леви Морено (1892-1974). Ученик. Сын (дочь), брат (сестра). План. Студент. Социальная оценка. Весь мир – театр. Социальные роли в юношеском возрасте. Гражданин общества.
«Учения об обществе и человеке» - Экзистенциализм. Новое время. Г.В.Ф.Гегель. Древний Китай. Человек. Адам Смит. Древняя Индия. Древняя Греция. Ценностный подход. Представители. Материалистическое понимание общества. Мифы. Средние века. Постмарксизм. Возрождение. Функции. Учения об обществе и человеке. Аристотель. Формы государственного правления.
«Человек в современном обществе» - Основные институты общества. Макроструктура общества = общество как система. Практика. Взаимосвязь. Мировоззрение, его виды и формы. Потребности и интересы. Человек и общество. Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают. Познавательная деятельность. Понятие «общество» в узком смысле.
«Ролевая концепция личности» - Иерархия статусов. Рационализация ролей. Ролевое обучение. Ролевые конфликты. Социальная роль. Социальный статус и ролевой набор личности. Характеристики социальной роли. Социальная мобильность. Личность. Освоение новой роли. Внутригрупповые роли. Социальный статус. Ролевое поведение. Ролевая концепция.
краткое содержание других презентаций«Гражданское общество и политическое государство» - Правовое государство и гражданское общество. Правовое государство. Связь правового государства и гражданского общества. Понятие и подсистемы гражданского общества. Сущность и признаки правового государства. Признаки правового государства. Античность. Идеи гражданского общества. Теории правового государства. Теории правового государства и гражданского общества. Становление гражданского общества в современной России.
«Биография Маркса» - Собрание сочинений. Творчество Карла Маркса. Философский материализм. Прибавочная стоимость. Труды Маркса. Стоимость. Марксизм. Карл Маркс. Работа в газете. Учение в экономике. Теория классовой борьбы. Социализм во всех сферах жизни. Социализм. Материалистическое понимание истории. Биография. Деятельность Карла Маркса.
«Профессия социального работника» - Нравственность. Работник. Специальность. Добровольцы в социальной работе. Профессия. История социологии. Какими качествами должен обладать социальный работник. Социальный работник. Огюст Конт. Жизнь прекрасна.
«Молодёжные организации в России» - Почему возникают субкультуры. Хиппи. Типы молодежных организаций. Молодые социалисты России. Молодежная субкультура эмо. Молодежное движение панков. Субкультура. Молодежные политические организации в России. Молодежные политические организации. Готы. Субкультура готов.
«Социальная структура и социальные отношения» - Статусные группы. Работа с источником. Экономические факторы. Первобытное общество. Люмпены и маргиналы. Перемещение людей. Тенденции в развитии социальных отношениях. Устранимо ли неравенство. Буржуазия. Социальная стратификация по Веберу. Социальная структура и социальные отношения. Неравномерное распределение богатства между людьми. Социальная стратификация. Социальные перемещения. Основные понятия и термины.
«Бытовые отношения» - Культура бытовых отношений. Культура ведения домашнего хозяйства. Решение проблемы. Ответьте на вопросы. Урбанизация и быт. Развитие личности. Быт и бытовые отношения. Культура питания. Культура обустройства и организации жилища. Культура организации досуга. Отношение к культуре бытовых отношений. Питание в определенное время.