Этапы процесса миграции данных в проектах внедрения ис. Крупнейшие миграционные системы мира: общие тренды и различия Миграция информационная система

Любой бизнес стремится тратить как можно меньше, в том числе на ИТ. Один из способов сэкономить - перенести информационные системы в облако. При переносе данных в виртуализированную среду надо учесть требования законодательства о хранении и обработке персональных данных. Эти требования касаются любой организации.

О тонкостях процесса миграции нам рассказал Владимир Лебедев, директор по развитию бизнеса Stack Group .

Требования законодательства

В 2006 году был принят 152-ФЗ «О персональных данных» , который призван защитить физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных. В прошлом году вступил в силу пакет поправок о локализации персональных данных на территории России, что, по мнению авторов, должно повысить уровень информационной безопасности внутри государства и простимулировать российский рынок технологических решений и рынок информационной безопасности.

По закону бизнес обязан собирать, хранить и обрабатывать персональные данные на территории РФ. Все требования совершенно одинаковы как для российских, так и для зарубежных компаний, если их деятельность направлена на территорию России. При этом передавать персональные данные за пределы страны можно, но они должны быть неизменяемыми, и их объем не должен превышать объем в российских базах данных.

Для кого закон?

Каждая организация выступает как оператор персональных данных, например своих сотрудников, клиентов, партнеров, поэтому под закон попадают все компании во всех отраслях. Однако потенциальные проверки в первую очередь грозят компаниям, у которых на обработке персональных данных построена коммерческая деятельность: банкам, страховым компаниям, компаниям, оказывающим медицинские услуги, и подобным.

В план проверок Роскомнадзора на 2016 год вошли: крупнейшие софтверные компании, международные банки, сетевые торговые компании и интернет-магазины.

Сложности переноса персональных данных для международных компаний

Зачастую глобальные международные игроки, чтобы выполнить требования законодательства, вынуждены переносить в Россию не только сами данные, но и все сопутствующие системы: компаниям с централизованными ИТ-системами крайне сложно изменить архитектуру информационной системы под одно локальное законодательство, потому что изначально в ней не было разнесенных центров обработки информации. Чтобы перестроить информационные системы, требуются существенные инвестиции.

Виртуализация

Переехать в облачную среду менее затратно, чем покупать и монтировать оборудование. В конце 2014 года цены на российские облака были в среднем на 15–30% выше, чем на европейские, а в конце 2015 года, наоборот, наши цены стали на 20–30% ниже: изменился валютный курс и относительная стоимость размещения в российских дата-центрах.

Операторы начали предлагать более зрелый продукт, и зарубежные компании получили возможность выбирать среди систем виртуализации, ценовых сегментов, появились возможности для связанности российских и западных инфраструктур.

Для иностранных компаний виртуальная инфраструктура - надежное и понятное решение. Многие компании переносят информацию исключительно в виртуализированную среду, в которой также можно разместить необходимые средства защиты персональных данных. При переезде иностранные компании, разумеется, ожидают от оператора выполнения требований регуляторов по защите информации.

Риски, возникающие при миграции систем хранения данных

Сами миграционные процессы с одной системы на другую несут в себе риски. В первую очередь - может быть нарушен установленный уровень обслуживания клиентов. Может также прерваться связь и приостановиться работа подразделений, деятельность которых завязана на автоматизированные системы, могут возникнуть условия, когда требования информационной безопасности соблюсти невозможно, и другие технические проблемы. Поэтому важно, чтобы провайдеры были готовы обеспечить непрерывность бизнес-процессов, используя надежные и проверенные временем решения для переноса информационных систем.

Этапы миграции в облако

Общие принципы миграции сервиса, то есть переноса операционных систем, отвечающих за работу этого сервиса, в виртуализированную среду, рассмотрим на примере решения VMware vSphere .

Архитектуру информационных систем компании желательно разделить на выполняющие конкретные задачи сервисы. Обычно в облако перемещается все, кроме сервисов, которые несовместимы с cloud-технологией по техническим причинам (RISC-архитектура) и тех, что нельзя переместить из-за лицензии.

Далее необходим аудит информационных систем . На этом этапе определяется состав сервисов (какие ОС относятся к тому или иному сервису), а также их связность. Главная сложность заключается в многообразии исходных ОС и физической архитектуры серверов, на которых они работают. На основе этой информации составляется план миграции с учетом текущих бизнес-процессов: определяются требования к связности физической и виртуальной инфраструктур, порядок миграции, задаются допустимые «окна миграции». Важно помнить, что нельзя во время миграции обновлять версии программных продуктов или операционных систем. Одновременно с миграцией допускается только пересмотр вычислительных ресурсов (CPU, RAM, HDD).

Как правило, для миграции используется утилита VMware converter , которая эффективно работает при переносе ОС семейства Microsoft Windows (но у миграции работающих в этих ОС служб есть свои нюансы). А вот из-за особенностей файловых систем Linux примерно в 40% случаев после окончания работы VMware converter виртуальная машина может не запуститься. Если в Linux используется LVM, то надо развернуть в виртуальной среде новый экземпляр ОС из шаблона провайдера и затем перенести данные, программные продукты и внутренние службы.

Для любого типа ОС есть общие условия, затрудняющие миграцию: во-первых, способ хранения данных, из-за которого прямая миграция невозможна, - это динамические диски в Windows или LVM в Linux, а во-вторых, сложности из-за использования программных и аппаратных массивов RAID. Так, даже точный перенос данных сам по себе не гарантирует, что виртуальная машина успешно запустится. На физическом сервере работу виртуальных машин обеспечивает гипервизор - ОС, разделяющая физический сервер на несколько виртуальных машин, которые могут работать одновременно и использовать одни и те же физические ресурсы. Естественно, что набор виртуального оборудования у гипервизора не совпадает с оборудованием физического сервера, на котором работала ОС до миграции. Соответственно, из-за разницы драйверов возникает множество отличий доступа к этому оборудованию.

Миграция ADDS и MS SQL без остановки сервисов

Практически всегда для бизнеса необходимо, чтобы ряд сервисов оставался доступным в ходе миграции. При этом зачастую миграция без остановки сервиса рекомендуется как самая надежная. Поэтому рассмотрим особенности миграции без остановки наиболее популярных служб ОС Microsoft: Active Directory Domain Services (ADDS или AD) и Microsoft SQL (MS SQL). Для миграции Active Directory без остановки службы применяется следующий алгоритм:

  • Формируется сетевая связность между физическим оборудованием и виртуализированной средой. Как правило, это site-to-site VPN - он создает логическую сеть поверх другой сети. При этом трафик может быть защищен шифрованием по протоколам IPsec.
  • В облаке разворачиваем новые виртуальные машины из шаблона, где настраиваем контроллеры домена AD с добавлением их в лес.
  • Базу данных Active Directory реплицируем по сети через VPN с работающих контроллеров на стороне физического оборудования в облачные.
  • После репликации данных переназначаем мастеры ролей операций на облачные контроллеры и убираем роли контроллеров домена с серверов.
  • Затем проверяем работу сервисов и отключаем учетные записи старых контроллеров и физическое оборудование.

Алгоритм миграции MS SQL более сложен, так как MS SQL обычно применятся в многоуровневом сервисе в качестве бэкенда. В записях DNS в приложениях, использующих базы данных (в клиентах MS SQL), приходится вручную указывать новое расположение базы данных. Поэтому совсем исключить простой нельзя, но его можно свести к минимуму. Существуют механизмы и безостановочной миграции MS SQL, к ним относятся Mirroring и AlwaysOn , но их применение не всегда оправданно. AlwaysOn доступен только в дорогих редакциях Enterprise-уровня, а Mirroring должен поддерживаться клиентами MS SQL. К тому же для применения механизмов Mirroring нужна дополнительная настройка всех клиентов MS SQL.
Рассмотрим наиболее частый вариант миграции MS SQL в облако:

  • Настраивается сетевая связность между облаком и физическим оборудованием.
  • Убеждаемся, что модель восстановления базы MS SQL полная, тогда можно сделать и перенести полную резервную копию, а затем синхронизировать обе базы данных, перенося копии транзакционных логов.
  • В облаке разворачиваем виртуальную машину из шаблона, в которой устанавливаем и настраиваем новый MS SQL сервер.
  • Создаем полную резервную копию базы данных MS SQL сервера, работающего на физическом сервере, затем восстанавливаем ее в облачном, при этом способ переноса резервной копии зависит от размеров файла и пропускной способности сети - перемещаем на физическом носителе либо копируем по сети.
  • После восстановления базы данных в облаке делаем копию транзакционных логов и их также восстанавливаем в облаке.
  • Во время «окна миграции» останавливаем работающий на физическом оборудовании MS SQL сервер, создаем и восстанавливаем последнюю минимальную по размеру копию транзакционных логов в облаке, запускаем MS SQL сервер в облаке и переключаем клиенты на новое месторасположение базы.
  • Проверяем работу сервисов, отключаем физическое оборудование.

Для каждой службы и сервиса существует множество способов миграции, зависящих от условий. Избежать трудностей, которые могут возникать при миграции, поможет сервис-провайдер.

Информационная безопасность

Компании должны не только перенести данные в Россию, но и обеспечить надлежащий уровень информационной безопасности их хранения.

В перечне документов, определяющих требования и описывающих меры, необходимые для защиты информационных систем, на первом месте находится, разумеется, сам закон, который устанавливает общие требования. Конкретные действия регламентируются постановлениями Правительства РФ и нормативными документами ФСТЭК (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю) и ФСБ (Федеральная служба безопасности).

Требования к хранению персональных данных

Требования к технической защите конфиденциальной информации и предоставлению услуг по защите информации достаточно четко сформулированы. Инструменты их реализации многообразны. В частности, это могут быть сетевые экраны, системы обнаружения вторжений, средства анализа защищенности, антивирусной защиты, средства защиты сред виртуализации. На рынке представлен широкий спектр средств защиты информации - и российских, и зарубежных вендоров. Есть уже правоприменительная практика, так как закон действует с 2007 года. В целом подход к регулированию в России отличается от, например, европейского подхода. Так, в России неисполнение предписанных требований по информационной безопасности ведет к возникновению ответственности. А на Западе компания может самостоятельно определять, каким способом выполнять требования, и ответственность наступает, только если совершены неправомерные действия с персональными данными.

Требования к инфраструктуре

Определенные требования регуляторы предъявляют и к инфраструктуре. Например, существует аттестация построенных автоматизированных систем, обеспечивающих защиту информации . Аттестат выдается независимой лабораторией, которая подтверждает, что инфраструктура готова и соответствует всем требованиям по защищенности информационных систем. Этот аттестат необязателен для коммерческих организаций, но дает возможность понять, что дата-центр имеет необходимую защиту и способен обеспечить безопасность данных компании.

Также есть международные стандарты ISO, регламентирующие построение системы управления информационной безопасностью (комплекс стандартов ISO 2700х ). Многие иностранные компании соответствуют этим стандартам.

Кроме того, применяется модель аутсорсинга по защите данных. Компании, предоставляющие такие услуги, должны иметь необходимые лицензии и компетенции.

INFO

В Китае полная копия персональных данных должна храниться на территории страны, а любые банковские данные вообще запрещено передавать за ее пределы.

Прогноз на перенос

Довольно сложно подсчитать, сколько точно данных подлежат переносу в Россию, но, исходя из заполняемости рынка ЦОД, можно сказать, что мощностей вполне достаточно для локализации данных в соответствии с законом. Например, на рынке Московского региона наблюдается переизбыток мощностей: общая емкость составляет около 27 тысяч стоек , и почти 40% из них свободны. Многие дата-центры имеют площади высокой степени готовности. Нужно учесть и что плотность данных в одной стойке может различаться в зависимости от оборудования. Сегодня один юнит серверной стойки обрабатывает значительно больше информации, чем несколько лет назад.

При этом спрос неравномерен: год назад был достаточно серьезный подъем, сейчас число обращений от зарубежных компаний снизилось. Часть компаний уже переехала и соответствует требованиям, а часть ждет, например результатов проверок регуляторов (они повлияют на формирование второй волны).

Миграция в российской истории. Проблемы миграции вызывают сегодня весьма неоднозначную реакцию в российском обществе. А между тем, территориальное движение населения – воистину всемирное явление. Трудовая миграция представляет собой важнейший компонент глобального рынка рабочей силы. Согласно данным ООН, в 2015 г. в мире насчитывалось 244 млн мигрантов, что составило приблизительно 3% населения Земли .

Между тем, реальный масштаб мировых миграционных потоков может оказаться значительно больше, поскольку приведенная оценка не учитывает многих нелегальных, а точнее, незаконных или нерегулярных мигрантов – как международных, так и внутренних. Необходимо при этом отметить, что популярный сегодня термин «нелегальные» является технически некорректным, поскольку речь идет в основном о лицах, пересекающих границу или предпринимающих иные шаги в нарушение существующего законодательства с конечной целью получить работу, а не заниматься криминальной деятельностью как таковой. Помимо этого, мигранты нередко становятся «нелегалами» не по своей воле, а в результате как целенаправленных или непродуманных действий правительственных органов принимающих стран, так и использования коррупционных схем местными работодателями и чиновниками на низовых уровнях управления.

В целом для того, чтобы оставаться «в статусе», мигранту необходимо выполнить три основных условия: легально пересечь границу принимающей страны, находиться в ней и получить необходимую регистрацию, а также устроиться на работу в соответствии с требованиями местного законодательства. Между тем, нередко мигранты теряют юридический статус вопреки своему желанию в результате дискриминационного законодательства, противоречий местных законов, либо действий коррумпированных представителей миграционных и правоохранительных органов. Достаточно сказать, что в одном Китае насчитывается более 229 млн внутренних мигрантов, включая около 200 млн тех, кто изменил место жительства, не получив соответствующего разрешения от государственных органов и по сути оказался без регулярного юридического статуса в своей собственной стране .

И в этом смысле российские проблемы в миграционной сфере не слишком отличаются от тех, с которыми сталкиваются другие крупнейшие принимающие мигрантов страны. Отличительной чертой Российской Федерации стало стремительное изменение в последние десятилетия ее роли в мировой миграционной цепочке, хотя и в этом отношении в мировой практике существуют интересные и весьма поучительные параллели, прежде всего, в ряде развивающихся стран. Близкие тенденции динамики миграционных потоков и множественность функциональных ролей наблюдаются, например, в других странах БРИКС, играющих все более заметную роль в миграционной сфере. Достаточно сказать, что в период 2000–2010 гг. Россия занимала 3-е место в мире по масштабу ежегодной иммиграции (389 тыс. чел.), тогда как ЮАР была на 6-м месте (247 тыс.). Индия и Китай занимали 3-е и 4-е места среди государств с отрицательным миграционным балансом с ежегодными абсолютными потерями соответственно в 490 тыс. и 418 тыс. чел. , одновременно выступая и как принимающие страны. Не секрет, что в течение столетий Россия отличалась закрытостью границ и жестким государственным контролем за миграцией, прежде всего внешней. Одновременно происходило и весьма интенсивное перемещение населения, особенно этнических русских, из центральных регионов на этническую периферию страны, причем важнейшую часть этого миграционного потока составляли профессиональные элиты. Эти процессы еще более интенсифицировались в советский период и протекали под жестким государственным контролем. В результате к моменту развала СССР значительная часть советских граждан жила за пределами своих титульных республик – из совокупного населения СССР, превышавшего в 1989 г. 289 млн чел., более 54 млн только среди титульного населения пятнадцати союзных республик.

В частности, за пределами России жили более 25 млн русских и 9 млн представителей титульных наций российских регионов [Национальный состав…, 1991]. Кровавые этнические конфликты, дискриминация в ряде новообразованных государств, стремление в сложившихся новых условиях вернуться на свою историческую родину, а также боязнь утраты гражданства «своих» стран привели в первые постсоветские годы к формированию значительных потоков возвратной миграции, в том числе и в Россию. Таким образом, ситуация на постсоветском пространстве в корне изменилась, Россия стала центром второй по величине иммиграционной системы мира после США: 12,3 млн жителей страны были рождены за ее пределами . В лидирующих же по этому показателю США проживает 42,4 млн чел., родившихся в других странах . В случае России абсолютное большинство иммигрантов (то есть людей, родившихся за ее пределами), приехали в нее из других постсоветских стран («нового зарубежья»). Однако имеют место и миграционные потоки из других государств. Особое значение в этом плане занимает трудовая миграция из Китая, хотя реальный ее масштаб гораздо меньше, чем сенсационные цифры, цитируемые политиками и прессой. В целом на данном этапе можно говорить о полном доминировании России в рамках евразийской миграционной системы, хотя возникают и другие видимые потоки – например, трудовая миграция в Казахстан. Важны также относительно небольшие по масштабу потоки высококвалифицированных мигрантов на постсоветском пространстве. Одновременно – впервые со времен гражданской войны – возникла и внушительная легальная эмиграция: за период с 1991 г. около 1,3 млн российских граждан получили разрешение для выезда на постоянное жительство за пределы бывшего СССР [Население России, 2006]. Этот процесс сопровождался масштабным выездом на Запад трудовых мигрантов, в том числе и высококвалифицированных.

Помимо этого, снятие «железного занавеса» привело к тому, что в Россию направился поток лиц, стремящихся попасть на Запад. Таким образом, она стала играть в мировой миграционной цепочке сразу три принципиально различных роли: страны, принимающей иммигрантов, страны эмиграции (преимущественно в страны «старого зарубежья»), а также страны транзита для тех, кто пытается попасть через ее территорию на Запад. Этот феномен потребовал быстрого создания законодательной базы миграционной политики и формирования заново структур миграционной службы, поскольку в советское время внешняя миграция имела ограниченный масштаб и жестко контролировалась государством. Не только эмиграция, но и феномены иммиграции и массового приема беженцев были редкими явлениями. Статья 38 Конституции СССР 1977 г. декларировала, что «СССР предоставляет убежище иностранцам, преследуемым за защиту интересов трудящихся и дела мира, за участие в революционном и национально-освободительном движении, прогрессивную социально-политическую, научную и иную творческую деятельность» [Конституция СССР, 1977].

Другими словами, признавались лишь политические и идеологические мотивы иммиграции, которые и могли служить основанием для предоставления убежища. В период после распада СССР в миграционной сфере были проведены значительные структурные и законодательные преобразования, включая формирование в 1992 г. Федеральной миграционной службы. Сохраняются, однако, и серьезные проблемы, включая бесконечные системные реорганизации и регулярное принятие законодательных актов, противоречащих друг другу. Из-за сложности закрепиться и получить работу легальным путем приезжающие в страну иммигранты редко эффективно используют свой потенциал. Между тем, более 43% мигрантов, прибывших в 2009 г. из СНГ и Грузии, имели профессиональное образование, в том числе 18,3% – высшее и неоконченное высшее, а 24,8% – среднее профессиональное [Население России, 2011]. Среди временных мигрантов, имеющих высшее образование, готовы остаться в России на постоянной основе 36,3% в сравнении со средним показателем в 27,1% среди всех мигрантов [Мукомель, 2013]. Таким образом, многие мигранты имеют и квалификационный потенциал, и желание интегрироваться в российское общество.

Помимо этого, иммиграция важна и как фактор смягчения российских демографических проблем: население страны сократилось с 148,3 млн в 1991 г. до 146,5 млн в настоящее время и будет продолжать сокращаться в долгосрочной перспективе [Население России, 2011; Демографический прогноз…, 2016]. Ситуация осложняется тем, что хотя миграция все более приобретает характер временной и трудовой, замещая постоянную этнически или политически обусловленную в первые постсоветские годы, значительную долю трудовых мигрантов составляют нелегальные, а точнее – нерегулярные мигранты. Оценки их численности существенно различаются – от 2,1 млн [Ромодановский, 2012] до 3–5 млн чел. [Концепция государственной…, 2012; Мукомель, 2005]. Экспертная консенсус-оценка составляет 2,4 млн чел. [Консенсус-оценка…, 2010], а общая численность трудовых мигрантов с учетом работающих легально варьирует от 3,8 до 6,7 млн чел. . Более того, вопреки существующим стереотипам, демографические и трудовые ресурсы постсоветских стран – основных поставщиков трудовых мигрантов в Россию отнюдь не бесконечны. Их совокупная численность не превышает 9–10 млн чел. [Население России, 2011, с. 282]. Помимо этого, ряд постсоветских государств, прежде всего Казахстан 1 и Белоруссия, начинают конкурировать с Россией за определенные категории трудовых, в том числе и квалифицированных мигрантов. Ирония здесь состоит в том, что в относительно недалеком будущем Россия может оказаться перед необходимостью поиска альтернативных источников рабочей силы, принимая мигрантов из стран с гораздо большей культурной дистанцией от принимающего населения, чем мигранты из постсоветских государств.

Уже сегодня, к примеру, Китай является крупнейшим поставщиком трудовых мигрантов в Россию за пределами постсоветского пространства и третьим в целом после Таджикистана и Узбекистана. В 2001–2009 гг. численность легально занятых китайских работников увеличилась в 7 раз. В 2011 г. доля китайцев в миграционном потоке в Россию из стран «старого зарубежья» составила 18,3% [Население России, 2013, с. 481]. Наибольшая численность китайцев в России была зафиксирована в 2008 г. – 281,7 тыс. Общая же их численность ныне оценивается в 200–600 тыс. [Население России, 2006, с. 346; Население России, 2011, с. 278–279; Нужны ли…, 2006]. Проблема состоит в том, что значительное число миграций, особенно трудовых, являются нерегулярными, а потому оказываются в юридической «серой зоне»; сами мигранты не имеют возможности ни получить легитимные документы, ни эффективно защитить свои права. Нерегулярная миграция – явление, далеко выходящее за рамки России. Основное внимание в иммиграции уделяется обычно этническим аспектам, опасности «размывания» национальной культуры, притоку незаконных мигрантов, растущей нагрузке на рынок труда и механизмы социальной защиты населения, росту преступности и коррупции. В отношении же эмиграции наиболее сильные эмоции вызывает, прежде всего, потеря интеллектуальных и профессиональных элит 2 – и в этом плане Россия также отнюдь не является исключением.

Современный мир характеризуется шокирующей асимметрией потоков интеллектуальной и образовательной миграции между странами глобального Юга и глобального Севера 3. Достаточно сказать, что в 2011 г. в США обучалось 102 тыс. индийских и 179 тыс. китайских студентов, тогда как в Индии и Китае – соответственно 1243 и менее 1 тыс. американцев . Этот шокирующий дисбаланс порождает предложения остановить или, по крайней мере, замедлить утечку мозгов с использованием ряда методов. Среди них – введение ограничений на выезд элитных мигрантов из своих стран, требования возвращения ими государственных затрат на их обучение и профессиональную подготовку, а в случаях временной учебной миграции – внесение залога (квартира или другие формы недвижимости) при получении лицами государственных образовательных грантов до момента их возвращения на родину. Принятие аналогичных мер неоднократно предлагались рядом политических деятелей и общественных фигур и в России. Миграция во всемирном масштабе. Тот факт, что современная миграционная ситуация относительно нова для России, делает весьма полезным изучение опыта зарубежных стран, столкнувшихся в последние десятилетия с похожими проблемами. Эти страны могут быть объединены в шесть основных групп. Во-первых, это страны традиционной иммиграции, включающие, помимо США, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Израиль, а также ЮАР, которая сейчас сама столкнулась с массированным оттоком элитных мигрантов и масштабным притоком низкоквалифицированных нерегулярных мигрантов из соседних африканских стран.

Особенно интересен для России опыт Израиля по привлечению и адаптации мигрантов, включая принадлежащих к элитным категориям. Во-вторых, это страны, бывшие ранее ядрами многонациональных имперских образований (например, Великобритания, Франция, Испания, Португалия, Нидерланды, Бельгия и др.), принявшие после их распада значительные потоки мигрантов двух основных типов. Первоначально это была возвратная миграция представителей метрополии, возвращающихся на свою этническую родину (британцев, французов, турок и т.п.), а затем – миграция представителей стран третьего мира, причем прежде всего владеющих языками метрополий, знакомых с их культурой и имеющих возможность опереться на поддержку давно сформированных этнических диаспор граждан их бывших колоний. В-третьих, это страны Центрально-Восточной и Южной Европы, так же как и Россия, столкнувшиеся с быстрым изменением своего положения в мировой миграционной цепочке и необходимостью срочного формирования новых миграционных структур, принятия регулирующих миграцию законодательных актов и формулирования целей миграционной политики.

Большинство из них одновременно граничит как с гораздо более, так и гораздо менее развитыми странами. Эта особенность географического положения находит свою кульминацию в массовом потоке беженцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА), проходящем сейчас через территорию этих стран и направленном, прежде всего, в Германию и другие наиболее развитые страны Западной Европы. В-четвертых, это государства, испытавшие в последние десятилетия широкомасштабную элитную эмиграцию и ведущие активную работу по привлечению представителей своей зарубежной диаспоры назад в страну или иным формам сотрудничества с ней. Среди них – Китай, Республика Корея, Индия, Тайвань. Индия, к примеру, занимает сегодня первое место в мире по числу эмигрантов, выехавших за рубеж, причем их численность за 1990–2013 гг. удвоилась 1. К началу текущего XXI в. только в США работали 35 тыс. врачей и более 300 тыс. компьютерщиков и специалистов в области высоких технологий индийского происхождения. В случае Китая более 2,6 млн студентов получили высшее образование за рубежом 2, но на родину вернулись 1,1 млн (41,9%). Как Индия, так и Китай активно работают с представителями своих элитных диаспор в надежде стимулировать возвращение домой или развить взаимодействие. Индия, в частности, ввела так называемое «зарубежное индийское гражданство» – официальный документ для тех индийцев и их потомков, которые постоянно проживают за границей. Этот документ позволяет индийцам-нерезидентам приезжать в страну без виз, работать в качестве квалифицированных профессионалов и обладать определенными правами собственности. Китай, в свою очередь, начал после 2010 г. предлагать гарантии трудоустройства и значительные финансовые льготы возвращающимся в страну высококвалифицированным специалистам и китайским студентам, обучающимся за рубежом. В-пятых, это государства, столкнувшиеся в последние десятилетия с взрывным экономическим ростом и вынужденные стимулировать крупномасштабную трудовую иммиграцию – как элитную, так и низкоквалифицированную.

Типичные представители – страны Персидского залива (однако можно упомянуть и Сингапур, и ряд других стран Юго-Восточной Азии), для многих из которых последствием подобной политики стало формирование глубоких расколов в обществе между местными гражданами и бесправными и зачастую не имеющими легального статуса иммигрантами, нередко также отличающимися от принимающего населения по языку и религии. Подобные ситуации характеризуются в классической политологии как «mutually reinforcing cleavages» – параллельные и усиливающие друг друга разломы в обществе . Принадлежность к одной расовой, этнической, религиозной, лингвистической, культурной, гендерной или социальной группе подразумевает в подобной ситуации принадлежность и к ряду других, что резко усиливает социальную напряженность и вероятность конфликта в обществе, превращая ареалы с высокой концентрацией мигрантов в социальные «бомбы замедленного действия». События последних лет в Бахрейне и ряде европейских стран, включая Францию, подчеркивают опасность сегрегации мигрантов и игнорирования необходимости их интеграции в принимающие общества. В большинстве этих стран ситуация осложняется авторитарным характером политических систем и крайней слабостью гражданского общества.

Между тем, во многих из них мигранты уже давно составляют большинство населения (в частности, в ОАЭ их доля в населении составляет 84%, в Катаре – 74%, в Кувейте – 60%, а в Бахрейне – 55%) . Отметим также, что аналогичная динамика миграционной ситуации и множественность ролей в мировой миграционной сети характерна и для государств БРИКС. Наконец, в-шестых, важно изучение опыта тех стран, которые, испытывая серьезные демографические проблемы, продолжают по политическим и иным причинам сдерживать иммиграционные потоки даже ценой серьезных демографических и социально-экономических потерь – например, Япония, а до недавнего времени и Республика Корея .

Отметим, что аналогичные последствия могут вызывать и другие факторы: в Китае, например, подобные проблемы возникли вследствие длительного претворения в жизнь политики «одна семья – один ребенок». Изучение социальных последствий подобной политики особенно важно в свете разворачивающихся во всех трех рассматриваемых регионах широких антииммигрантских кампаний. Европейские миграционные реалии. С окончанием «холодной войны» на европейском Западе стало быстро меняться отношение к проблемам мигрантов в целом и беженцев, в частности. Свобода иммиграции из коммунистических стран была одним из главных западных лозунгов в условиях блокового противостояния: как въехать на Запад, так и получить статус беженца было относительно легко. Когда же с распадом коммунистического блока, а затем и СССР этот вопрос потерял свое политическое значение и двери для выезда открылись, Запад быстро утратил интерес к данной проблеме, да и к судьбе большинства мигрантов.

Теперь он нередко рассматривает их как обузу. Либерализация режима эмиграции сопровождается «закручиванием гаек» на Западе, затруднившим въезд в наиболее привлекательные страны. Помимо окончания блокового противостояния, немалую роль сыграли и внутренние трудности в странах ЕС – как экономические (замедление темпов экономического роста и усиливающееся восприятие мигрантов как конкурентов и на рынке труда в сфере социальных льгот), так и политические (нарастание межэтнической напряженности и серия конфликтов в ряде принимающих стран, а затем и разворачивающаяся террористическая кампания, приведшие, в частности, к быстрому росту влияния правых националистических партий). Между тем, абсолютная численность мигрантов и их доля в населении стран-членов ЕС продолжали возрастать. На 1 января 2015 г. здесь проживало 19,8 млн лиц, не являвшихся гражданами стран-членов Евросоюза (3,9% его совокупного населения), а численность жителей ЕС, родившихся за его пределами, составляла 34,4 млн (6,8%). 15,3 млн граждан стран-членов ЕС проживали в других государствах Союза . Наибольшее число неграждан насчитывается (млн чел.) в Германии (7,5), Великобритании (5,4), Италии (5,0), Испании (4,5) и Франции (4,4). В этих пяти странах проживает 76% неграждан Евросоюза, тогда как их доля во всем населении ЕС – 63%. По относительным показателям лидер ЕС – Люксембург, где иммигранты составляют 46% населения. Еще в шести странах (Кипр, Латвия, Эстония, Австрия, Ирландия и Бельгия) доля неграждан превышает 10% 1. Высока их доля в населении Швейцарии (27,4%) и Лихтенштейна (63,7%), не являющихся членами ЕС . С усилением экономических трудностей и нарастанием этнической напряженности во многих европейских странах усиливаются требования жесткого ограничения иммиграции и переориентации миграционной политики на преимущественный прием высококвалифицированных специалистов в ущерб всем остальным категориям мигрантов, включая и беженцев. В частности, бывший президент Франции Н. Саркози говорил о необходимости перехода от «выстраданной» к «избранной» иммиграции . Европейские эксперты различают желательную (высококвалифицированную трудовую) и нежелательную миграцию. В рамках первой выделяются «неизбежные» 2 и «принимаемые вынужденно» мигранты – как те, кто пользуется правом на воссоединение семей 3, так и те, кто просит убежища .

Претворение в жизнь планов по резкому увеличению доли «желательных» мигрантов может привести к серьезным структурным изменениям в миграционных потоках, негативно влияя на положение низкоквалифицированных мигрантов и беженцев. С началом формирования Шенгенской зоны в 1990 г., принятием в 1997 г. Амстердамского договора и провозглашением в Тампере в 1999 г. цели создания зоны «свободы, безопасности и справедливости» ЕС все более ориентируется на параллельное формирование двух жестко очерченных европейских миграционных режимов. Во-первых, гарантирование свободы передвижения и создание единого рынка труда в рамках ЕС 4. Во-вторых, возведение высоких заградительных стен вокруг Евросоюза, отсекающих мигрантов нежелательных категорий или, по крайней мере, усложняющих их въезд в ЕС. Данные режимы нередко описываются как ориентированные на гарантирование прав (внутриевропейский) и обеспечение безопасности (внешний, запретительный). Они также характеризуются как, соответственно, «Европа без границ» и «Европейская крепость».

Радикальные изменения последних двух лет, включая формирование мощного потока беженцев из стран БВСА 1, наряду с серией террористических актов, значительно осложнили европейскую миграционную ситуацию, резко усилив поддержку населением крайне правых политических партий, активно использующих антииммигрантскую риторику. Помимо радикального сдвига общественного мнения во многих европейских странах вправо, меняющаяся ситуация может привести к серьезному ухудшению межэтнических отношений и расширению властных полномочий исполнительной власти даже в ведущих демократических странах Европы 2. Специфика североамериканской ситуации. Особенно актуален и интересен американский опыт миграционной политики, поскольку США являются центром крупнейшей миграционной системы мира: согласно данным Бюро переписи США, в 2014 г. численность иммигрантов в этой стране достигла 42,4 млн, или 13,3% населения, составлявшего в тот момент 318,9 млн. 3 Лишь за 2013–2014 гг. численность иммигрантов возросла на 1 млн чел. или на 2,5%. Численность же иммигрантов и их детей, родившихся в стране, составляет сегодня 81 млн чел., что составляет 26% населения . Согласно данным Управления иммиграционной статистики Министерства внутренней безопасности США, в январе 2012 г. в стране насчитывалось 11,4 млн нерегулярных («нелегальных») мигрантов, 71% из которых прибыли из Мексики и стран Центральной Америки . Немаловажны и многовековая история американской иммиграции, и тот факт, что во входящем потоке сегодня доминируют представители одной этнической и религиозной группы – испаноговорящие латиноамериканцы-католики, что усиливает опасения относительно размывания этнорелигиозной идентичности населения США . Данное обстоятельство показывает, насколько американская миграционная ситуация оказывается в целом благоприятнее, чем в России и большинстве других принимающих иммигрантов стран, поскольку культурная дистанция между местным населением и большинством иммигрантов – христиан, говорящих на одном из основных европейских языков, в США оказывается наименьшей.

Иммиграция – важнейший фактор не только количественного роста, но и качественных изменений в составе населения США. Сегодня его численность продолжает увеличиваться весьма высокими темпами и, согласно прогнозам, к 2050 г. достигнет 438 млн чел. . Иммиграция обеспечивает приблизительно 1 /3 совокупного прироста населения и рассматривается в качестве стимулятора экономической активности, обеспечивая подпитку как низкооплачиваемой рабочей силой, так и высококвалифицированными специалистами, что означает и значительную экономию средств на их подготовку. Свыше 24 млн иммигрантов вовлечены в экономически активную деятельность. Интересно, однако, что миграционная политика США долгое время не делала особого акцента на квалификацию мигрантов, уделяя первоочередное внимание их этническому происхождению и странам исхода с тем, чтобы сохранить высокую долю среди населения выходцев из Западной Европы, прежде всего, на основе дискриминационных региональных квот, введенных в начале ХХ в.

Лишь после 1965 г., с принятием революционного Акта об иммиграционной реформе и серии актов о гражданских правах, США радикально пересмотрели свою иммиграционную политику, открыв границы для выходцев из стран третьего мира и квалифицированных специалистов. Сегодня американская иммиграционная политика направлена на достижение следующих основных целей: 1) обеспечение стабильной демографической подпитки населения США; 2) поддержание его этнического разнообразия; 3) обеспечение рабочей силой разнообразных категорий 1; 4) прием беженцев по политическим, религиозным, этническим и прочим гуманитарным мотивам; 5) стимулирование притока высококвалифицированных специалистов, уменьшающего нагрузку на образовательную систему США, сокращающего затраты на подготовку профессиональных элит и приносящего значительные доходы американским университетам и национальному бюджету (которые, в частности, могут быть использованы для финансирования научных исследований и субсидирования обучения студентов – американских граждан)2 ; 6) широкомасштабная подготовка иностранных студентов в американских вузах позволяет осуществить отбор лучших кадров для предоставления им работы и места жительства в США и стимулировать формирование проамериканских групп – носителей новой политической культуры и идеологии из тех, кто впоследствии вернется домой.

Сегодня студенты-иностранцы и сотрудники-иммигранты составляют в США около ½ академического персонала в сфере естественных наук 1. Миграционная политика США, направленная на решение внутренних социально-экономических и политических задач, одновременно является и важнейшим внешнеполитическим механизмом «мягкой власти». Напомним, что Дж. Най характеризует ее как «способность получить то, что вы хотите, на основе (своей) привлекательности, а не путем давления или (денежных) выплат» . Тем не менее, сегодня миграционная политика внутри США подвергается жесткой критике. В центре дискуссий – вопрос нелегальной иммиграции. Спектр предлагаемых решений чрезвычайно широк – от полной амнистии 11,4 млн мигрантов-нелегалов до их масштабной депортации. В результате глубоких расхождений между сторонниками противоположных подходов в миграционной сфере, США не проводили глубоких структурных реформ с 1986 г.3 , и все президенты после Р. Рейгана «ломали зубы», пытаясь предложить Конгрессу свои концепции миграционной реформы. Сегодня даже само выражение «иммиграционная амнистия» стало бранным в американском политическом лексиконе. Проведение глубокой структурной реформы миграционной политики было одним из важнейших предвыборных обещаний Б.Обамы в 2008 г., обеспечившим ему внушительную поддержку испаноязычных избирателей (около 10% электората). Совокупная численность в США так называемых «хиспаников» – лиц с испаноязычными корнями – достигла в 2014 г. 55,3 млн чел. (17,3% населения страны) 3. Ныне они составляют 46% эмигрантов в США (19,4 млн чел.). Во время президентских выборов 2012 г. Б. Обама получил 71% голосов испаноязычных избирателей (наилучший показатель для демократического кандидата с 1996 г.), тогда как республиканец М. Ромни – лишь 27% . Эта ситуация вынуждает республиканскую верхушку лихорадочно искать компромиссные решения, поддерживая некоторые аспекты миграционной реформы в надежде вернуть хотя бы часть «испаноязычного» электората. Тем не менее, тот факт, что, вопреки своим предвыборным обещаниям, в течение своего президентства Б. Обама так и не предложил Конгрессу комплексного проекта иммиграционнной реформы, привел к резкому снижению активности испаноязычных избирателей на выборах 2014 г., став одной из важнейших причин сокрушительного поражения на них Демократической партии.

Иммиграционная концепция Б. Обамы включает как либеральные положения, так и довольно жесткие ограничительные элементы 1. С точки зрения стимулирования интеллектуальной миграции особое значение имеет так называемый «Акт мечты» 2, принятие которого обеспечило бы облегченное и ускоренное получение гражданства детьми нелегальных мигрантов, учащимися в университетах или военнослужащими. Концепция иммиграционной реформы также предусматривает либерализацию визового режима для высококвалифицированных работников и предпринимателей, готовых вкладывать средства в американскую экономику. Поражение демократов на выборах 2014 г. еще более ослабило шансы на принятие Конгрессом нового миграционного законодательства, что может привести к подготовке президентом исполнительных актов, осложняющих его отношения с законодательной властью. Х. Клинтон в целом поддерживает концепцию иммиграционной реформы Б. Обамы, предлагая еще большее расширение возможностей легализации определенных групп незаконных мигрантов, прежде всего, молодежи и лиц с высоким уровнем образования. Приоритеты миграционной политики вызывают серьезные противоречия даже среди сторонников либерального подхода. Так, имеют место трения между теми, кто поддерживает общее снятие ограничений с иммиграции и массовую легализацию незаконных мигрантов, и теми, кто предлагает радикальное увеличение квоты высококвалифицированных специалистов при одновременном резком сокращении числа лиц, прибывающих по линии воссоединения семей.

В частности, оппоненты президентского подхода предупреждают, что широкомасштабная легализация нелегалов может создать неблагоприятный прецедент, стимулируя дальнейшую нерегулярную миграцию, включая и «воспроизводственный туризм» беременных женщин 3. По их мнению, подобная ситуация несправедлива по отношению к тем, кто приехал в США легальным путем, но подчас вынужден десятилетиями ожидать получения разрешения на постоянное жительство или гражданство. Последовательное снижение поддержки республиканцев испаноязычным электоратом вынуждает партийное руководство искать компромисс с тем, чтобы поддержать определенные аспекты иммиграционной реформы с целью получить поддержку по крайней мере части избирателей«хиспаников». Подобные попытки встречают ожесточенное сопротивление консервативных партийных активистов, приводя к глубокому расколу внутри партии. Выдвижение кандидатуры Д. Трампа как официального кандидата от Республиканской партии на президентских выборах 2016 г. с его открыто антииммигрантской популистской риторикой, включая обещания построить стену на всем протяжении границы с Мексикой, депортировать всех незаконных мигрантов и временно заблокировать мусульманскую иммиграцию, служат подтверждением этого внутрипартийного раскола и близости трендов общественного мнения в США и Западной Европе. Они весьма репрезентативны в плане нарастания неуверенности белого большинства в сохранении своих позиций в американском обществе и опасений за свое будущее, особенно в годы президентства Б. Обамы. Действительно, в этом президентском цикле американский электорат выглядит раздробленным по этническим, расовым, гендерным и религиозным критериям, а также по линии сексуальной ориентации. Д. Трампа при этом поддерживают прежде всего представители традиционного белого среднего класса, особенно мужчины, тогда как Х. Клинтон – широкая коалиция меньшинств (афроамериканцы, испаноязычные, мусульмане, феминистки и женщины в целом, а также сексуальные меньшинства). Перед выборами 2016 г. более 90% афроамериканцев поддерживали Х. Клинтон, а Д. Трампа – всего лишь 2–6%. В июле 2016 г. Х. Клинтон поддерживали 66% испаноязычных граждан, Д. Трампа – 24% . В подобной ситуации любой исход выборов может иметь весьма серьезные последствия для внутренней стабильности США: проигравшая сторона на этот раз может воспринять неблагоприятный результат как открытую атаку на свои интересы. И тем не менее, в отличие от Европы, американский электорат до начала текущей избирательной кампании не воспринимал проблему иммиграции как одну из важнейших для страны. Попадание этой проблематики в центр политической повестки дня и президентских дебатов оказалось напрямую связанным с возникновением кандидатуры Д.Трампа и его агрессивной кампанией, серьезно перекроившей приоритеты избирателей. Данный факт высвечивает деструктивный потенциал как популистских политических лидеров, так и сенсационных и идеологически заряженных источников массовой информации в плане радикализации общественного мнения и ухудшения межэтнических и межконфессиональных отношений в стране.

В частности, миграционная программа из десяти пунктов, озвученная Д. Трампом 31 августа 2016 г., предлагает значительное ужесточение миграционной политики США, что может иметь весьма серьезные последствия как для американской , так и для межрасовых и иных межгрупповых отношений в этой стране. Претворение ее в жизнь способно привести к резкому усилению правительственного контроля над сферой общественных отношений и личной жизнью американских граждан, в то время как политика Д. Трампа по отношению к испаноязычному и мусульманскому сообществам может повлечь за собой ухудшение отношений с рядом межгосударственных организаций и зарубежных государств, включая Мексику и Латинскую Америку в целом, а также многие мусульманские страны. По крайней мере, в настоящее время Д.Трамп готов к принятию только высококвалифицированных мигрантов, блокируя иммиграцию представителей практически всех прочих групп. К сожалению, в этом смысле современные тренды в миграционной сфере США, включая и ориентацию общественного мнения, поскольку позиция Д. Трампа отражает взгляды значительной части американских избирателей, все более начинают напоминать ситуацию, складывающуюся в ЕС. Многие сегодня призывают США перейти на канадскую систему баллов как основной принцип формирования миграционного потока и оценки «качества» потенциальных иммигрантов 1. Принятая в 1967 г., она дает значительные преимущества кандидатам моложе 35 лет и имеющим ученые степени или профессиональную квалификацию высокого уровня: 62% разрешений на постоянное жительство выдаются на основе квалификации (в США же – лишь 13%) . Между тем, в Канаде и эта система подвергается критике – как из-за того, что часто игнорирует гуманитарные аспекты иммиграции, так и потому, что недостаточно эффективно учитывает потребности рынка труда.

В частности, правительства ряда канадских провинций подчеркивают, что наиболее дефицитны сейчас профессии средней категории сложности, включая, например, средний и младший медицинский персонал, в то время как система баллов дает преимущество наиболее квалифицированным и дорогостоящим кадрам. Вероятно, оптимальное решение находится где-то на полпути между канадской и американской разновидностями иммиграционной политики. В целом же опыт и США, и Канады говорит о значительной пользе иммиграции и способности государства и общества интегрировать значительные массы мигрантов, не подвергая опасности основы демократии. Вместо заключения – зарубежный миграционный опыт и Россия.

Миграционная ситуация в России характеризуется наличием заметных параллелей с другими ведущими странами иммиграции, а потому изучение зарубежной практики в этой сфере и приложение его положительных аспектов к российской действительности было бы весьма полезно. Несмотря на многочисленные проблемы, весь мировой опыт свидетельствует о способности государства и общества принять и интегрировать значительные массы мигрантов, не подвергая опасности основы демократической власти. Однако тот же опыт одновременно показывает, что политика сегрегации мигрантов, формирующая этнические анклавы и загоняющая их в юридические «серые зоны», может иметь негативные последствия. Специфика российской ситуации связана прежде всего с относительной новизной проблемы масштабной иммиграции, а также институциональной и психологической неготовностью государства и общества к притоку большого числа инокульурных мигрантов. Более того, сегодняшняя ситуация в России осложняется рядом моментов. Во-первых, не только присутствием миллионов не имеющих прав мигрантов, отличающихся от местного населения в этническом, религиозном и культурном плане, но и слабостью и неэффективностью правительственных структур, которые должны работать с ними. Во-вторых, Россия сегодня выделяется отсутствием крупномасштабных антииммигрантских партий и движений и харизматичных популистских лидеров. Однако эта черта современной российской политической ситуации во многом связана с тем, что само российское государство последовательно занимается дискриминацией определенных групп мигрантов, препятствуя легализации нерегулярных мигрантов.

В-третьих, введением в последние годы определенных ограничений на деятельность зарубежных и международных неправительственных организаций, которые во всем мире играют важнейшую роль в деле оказания помощи мигрантам и беженцам. Это не только сокращает спектр предоставляемых мигрантам услуг, но и создает дополнительную нагрузку на бюджет и государственные структуры. В-четвертых, ощутима относительно скромная роль церковных организаций. Между тем, в США, например, церкви играют важнейшую роль в сфере помощи мигрантам и беженцам, видя в них потенциальных прихожан. В России и государство, и население весьма скептически относятся к проблемам мигрантов, в целом, и беженцев, в частности. Это обстоятельство, наряду со слабостью гражданского общества, ксенофобными настроениями, широко распространенными среди населения, в государственном аппарате и в прессе, препятствует должному пониманию серьезности и важности миграционной проблематики, затмевает как стратегическую, так и человеческую составляющую миграционных проблем, снижая эффективность политики в этой сфере. А между тем, эффективная миграционная политика могла бы способствовать решению многих насущных российских проблем в социально-экономической и демографической сферах. Не менее важны и внешние аспекты миграционной политики: иммиграция из соседних стран является важнейшим механизмом стабилизации социально-экономической и политической ситуации в приграничных регионах на основе таких факторов, как переводы мигрантов 1, снижение демографической нагрузки и ослабление давления на социальные службы и рынки рабочей силы в странах эмиграции, предоставление мигрантам образовательных услуг и погружение их в российскую культуру. Использование этих механизмов могло бы существенно расширить потенциал «мягкой власти» России.

В данной статье мы хотели бы систематизировать наш опыт проведения миграции данных в крупных корпоративных проектах, связанных с переходом Заказчиков на работу в конфигурациях «1С:Предприятие 8».

При этом основной акцент в статье будет сделан, прежде всего, на технологическую составляющую процесса миграции. Организационная составляющая также затронута, но в меньшей степени.

Термины и определения

Под миграцией данных принято понимать конечную последовательность работ, проект, направленный на разовое массовое перемещение данных из систем-источников (исторические системы) в систему-приёмник. При этом эксплуатация этих данных в системах-источниках прекращается.

Следует отличать миграцию данных от интеграции данных. Интеграция, в отличие от миграции - это постоянная часть архитектуры IT, и ответственна за потоки данных между различными системами и хранилищами данных - и является процессом, а не деятельностью по осуществлению проекта.

Схема миграции в общем случае выглядит следующим образом:

Рис. 1

Исторические системы - базы данных компании Заказчика, которые планируется полностью или частично заменить при внедрении новой системы.

Система-приёмник - целевая система, произвольная конфигурация «1С:Предприятие 8».

Исходные данные - данные, выгруженные из исторических систем в произвольный формат xls -файлов. В данном случае формат xls представляется, как один из самых удобных, поскольку возможность выгрузки в xls -файл присутствует во многих учетных системах «предыдущих поколений».

Как современную альтернативу в качестве транспорта возможно рассматривать формат xml -файлов.

Также существуют варианты использования промежуточной базы данных.

Трансформация, конвертация - процесс преобразования исходных данных в данные для загрузки. Трансформация данных происходит в соответствии с шаблонами для загрузки. Результатом трансформации являются данные для загрузки.

Данные для загрузки - данные, предназначенные для загрузки в систему-приёмник. В данной статье, так же как и исходные данные, рассматривается xls -формат.

Шаблоны данных для загрузки - описание таблиц данных для загрузки в целевую систему.

Этапы миграции

Рассмотрим поэтапно процесс подготовки и проведения миграции.

К организационным этапам миграции можно отнести следующие пункты:

· Определение стратегии миграции. На данном этапе Исполнитель и Заказчик договариваются о технологии проведения миграционных работ;

· Определение состава рабочей группы по миграции. В рабочую группу должны входить специалисты и Исполнителя и Заказчика, знакомые в достаточной степени с работой исторических систем (со стороны Заказчика) и целевой системы (со стороны Исполнителя);

· Предварительный план миграции. План миграции по ходу проекта будет неоднократно корректироваться;

· Периоды дат выгрузки данных из исторических систем, объемы данных. Периоды среза данных для миграций, даты тестовых и итоговой миграций. Данную информацию можно отнести к плану миграции;

· Состав данных, подлежащих миграции. Справочные данные, классификаторы, транзакционные данные, остатки, обороты и пр.;

· Вопросы проверки качества, корректности и целостности данных в процессе миграции и по итогам;

· Вопросы отката к предыдущему состоянию в случае сбоев.

Остановимся подробнее на технологических этапах миграции.

Рис. 2

1.Подготовка шаблонов загрузки данных

Шаблон загрузки данных содержит технические описания таблиц данных для загрузки, алгоритмы и правила загрузки для текущего шаблона.

Каждый шаблон в общем случае предназначен для одной или нескольких связанных таблиц в целевой системе-приёмнике.

В шаблоне указывается:

· Описание всех полей xls -файла данных для загрузки, включая:

o Имя поля

o Признак обязательности заполнения поля

o Пример заполнения поля

o Примечание

· Описание правил загрузки таблицы целевой системы на основании данных для загрузки (очередность в случае нескольких связанных таблиц, алгоритмы поиска по ключевым полям и т.п.)

· Описание заполнения непосредственно полей таблиц целевой системы в случае, если предусматривается что-либо отличное от переноса данных «один в один» из файла данных для загрузки. Актуально для ссылочных полей, например.

В процессе работ по данному этапу Исполнитель также должен подготовить загрузчик файлов данных для загрузки. В случае работы с файлами xls данная задача не представляет особой сложности.

2.Выявление источников данных

Данный этап может начинаться вместе с предыдущим этапом «1. Подготовка шаблонов загрузки данных».

В рамках данного этапа специалисты Заказчика определяют из каких систем и какие данные могут быть выгружены. Также следует определить какие данные возможно могут понадобиться.

Как правило, в больших проектах миграции выявление полного исчерпывающего списка источников данных может занимать достаточно продолжительное время и происходит по мере работ на последующих этапах.

Нередки ситуации, когда для обеспечения в дальнейшем целостности информации некоторые данные приходится переносить с печатных источников (оцифровывать) или даже заносить в таблицы со слов ключевых сотрудников Заказчика.

Тем не менее, на данном этапе нужно постараться выявить как можно больше необходимых данных.

3.Выгрузка исходных данных

Процесс выгрузки данных из исторических систем может занять достаточное количество времени, особенно, если систем много, они разные и за них ответственны разные подразделения Заказчика. Необходимо учитывать данный момент при тестовых и итоговой миграциях.

Наиболее удобным вариантом представляется выгрузка в xls файлы. Многие старые IT -системы поддерживают такой вариант.

Также могут быть варианты выгрузки в csv формат, dbf , xml форматы и прочие.

Стоит отметить, что по тем или иным причинам (вопросы безопасности, например) Заказчик не всегда может предоставить выгрузки данных в полном объеме на этом этапе! Только структура данных и несколько тестовых позиций. Таким образом, может сложиться такая ситуация, что при тестовых и итоговой загрузках будут обнаруживаться некачественные данные в исходных таблицах, что будет приводить к незапланированным ошибкам.

Для минимизации данной проблемы следует оговорить заранее объемы тестовых выгрузок из исторических систем.

4.Мэппинг данных

Мэппинг (data mapping ) - в общем случае процесс сопоставления данных исторических систем и системы-приемника. То есть, исходных данных и данных для загрузки.

Этап мэппинга - наиболее трудоёмкий этап и может занимать более 50% всех работ по задаче миграции.

На данном этапе в полной мере задействуется вся рабочая группа проекта по миграции.

В процессе мэппинга данных необходимо выделить подэтапы мэппинга таблиц и мэппинга полей.

· Мэппинг таблиц, или мэппинг шаблонов - сопоставление таблиц исходных данных и шаблонов данных для загрузки. Соответствие может быть как 1:1, так и N :N . В результате данной работы составляется и поддерживается реестр мэппинга таблиц. Данный подэтап необходим для следующего подэтапа мэппинга полей и для отслеживания общего состояния дел по мэппингу.

Группа шаблонов 1С

Наименование шаблона 1С

Наименование файла-

источника

Правила формирования файла-источника

Ответственный

Статус

Примечание

НСИ

Шаблон_

Номенклатура

Номенк

латура.xls

В системе N установить отбор
. Сохранить в txt
. Открыть в xls, колонки - текстовые
. Первая строка - шапка
. Кол-во столбцов - 15
. Сверить кол-во строк в txt и xls
. Наименование листа всегда "Лист1"

Иванов И.И.

в работе

· Мэппинг полей - сопоставление полей таблиц в рамках уже определенного мэппинга таблиц. Результатом данной работы является реестр мэппинга полей.

№пп

Кл. поле

Обязательный

Имя поля шаблона 1С «Шаблон_Номенклатура»

Описание

Имя поля «Номенклатура.xls»

Алгоритм заполнения

Код

Код элемента справочника

Код

Наименование

Наименование

Да

Это группа

Содержит одно из значений:
. 1 - для групп
. 0 - для элементов

Если длина кода=11 символов и последние 4 символа <> "0000", то это элемент - "0", иначе группа - "1".

Полное наименование

Наименование элемента справочника

Наименование

Если ЭтоГруппа =1 , То "", ИначеЕсли ЭтоГруппа=0, то Наименование.

В рамках данного этапа также следует провести возможные работы по нормализации данных.

5.Подготовка правил трансформации

В отличие от предыдущих этапов, данный этап - технический и предполагает работу разработчика Исполнителя.

На основании согласованных реестров мэппинга полей специалисты Исполнителя разрабатывают правила трансформации данных.

Для оперативной работы в процессе подготовительных миграционных этапов и дальше, в ходе тестовых и итоговых миграций важно, чтобы существовала удобная среда разработки правил (скриптов) трансформации данных и среда конвертации исходных данных в данные для загрузки.

При этом требования к данной среде включают в себя:

· Удобство и быстрота разработки правил трансформации;

· Скорость конвертации данных. Файлы на входе и на выходе могут быть и в сотни тысяч строк!

· Возможность работать с несколькими входными файлами одновременно;

· Возможность сохранения правил трансформации в отдельные файлы.

Для своих проектов миграции мы разработали специализированное АРМ разработчика, взяв за основу стандартную обработку «Консоль запросов» 1С.

Обработка «Консоль запросов» была доработана для возможности делать прямые запросы к файлам xls .

Приведем пример объединения двух исходных xls -файлов Сотрудники. xls


Код сотрудника

Фамилия

Имя

Отчество

Дата рождения

2423

Иванов

Иван

Иванович

17.11.1992

1523

Петров

Василий

Александрович

04.02.1991

4363

Сидоров

Кирилл

Николаевич

01.05.1995

Денисов

Денис

Денисович

01.01.1990

и Операции. xls со страницами:

Списания

Код сотрудника

Дата

Сумма

2423

01.02.2014

1523

02.02.2014

4363

03.02.2014

04.02.2014

100000

2423

05.02.2014

1523

06.02.2014

4363

07.02.2014

2356

08.02.2014

140000

2423

09.02.2014

1523

10.02.2014

4363

11.02.2014

23523

12.02.2014

80000

и Поступления :

Код сотрудника

Дата

Сумма

01.05.2004

02.05.2004

03.05.2004

04.05.2004

2423Дата рождения

Сумма поступление

Сумма списание

Иванов Иван Иванович

2423

17.11.1992

1341234

1010

Петров Василий Александрович

1523

04.02.1991

245245

Денисов Денис Денисович

01.01.1990

380000

320000

Сидоров Кирилл Николаевич

4363

01.05.1995

613382

26336

ИТОГО:

2579861

347842

Отметим, что пример является искусственным, специально подобранным для демонстрации всех возможных стадий трансформации источников данных.

Технологическая последовательность операций трансформации здесь выглядит следующим образом:

С помощью языка запросов Access SQL (дающего существенные дополнительные возможности, по сравнению с языком запросов 1С) создается первоначальный запрос, извлекающий данные из файла xls в среду 1С. При этом уже на данном этапе возможны различные проверки и нормализации данных.

Технология доступа к данным ADO обеспечивает высокую скорость работы.

Рис. 3

2.Запрос на языке 1С - основной запрос, реализующий алгоритм мэппинга полей. А также: обогащение загружаемых данных данными из базы 1С, перегруппирование, объединение с результатами запросов к другим исходным xls -файлам и пр.

3.Постобработка результата запроса 1С при необходимости. Реализуется с помощью скрипта на языке 1С.

Для примера здесь реализуется добавление строки «ИТОГО» по колонкам сумм.

4.Запись итогового набора данных в xls -файл.

В общем случае на выходе мы получаем итоговые файлы для загрузки в целевую базу данных 1С.

Также данный инструмент позволяет сохранять правила конвертации данных в отдельный xml файл:

Кроме того, реализована возможность работать в пакетном режиме , что особенно актуально при большом количестве разнородных мигрирующих данных.

В ходе предыдущих этапов подготовительная часть работы в целом заканчивается - выявлены все источники данных, сделана выгрузка исходных данных из источников, подготовлены шаблоны загрузки в целевую базу, подготовлен мэппинг данных и, наконец, разработаны скрипты трансформации данных.

Следует отметить, что перед итоговой миграцией обязательно следует провести несколько тестовых. В ходе тестовых миграций Исполнитель совместно с Заказчиков выявляют:

· ошибки конвертации, ошибки загрузки данных

· проводят предварительную оценку качества загружаемых в целевую систему данных

· по итогам тестовых миграций составляют/актуализируют план итоговой миграции

7.Выверка данных

Проверка качества загруженных данных должна производиться как после тестовых миграций, так и по окончанию итоговой миграции. В ходе выверки могут проверяться следующие показатели:

· Совпадения итоговых сумм по остаткам, по документам;

· Количественные совпадения, например количество ОС;

· Корректность заполнения отдельных выборочных сущностей;

Обращаем внимание, что те или иные проверки мигрирующих данных, вопросы нормализации данных необходимо решать на протяжении всех миграционных процессов. Необходимо всегда задаваться вопросом, что нужно сделать на текущем этапе, чтобы избежать ошибок на последующих этапах.

Например:

· Проверка на дубли по ключевым полям. Можно и нужно проводить еще на исходных данных;

· Приведение типов полей;

· Ссылочная целостность;

· Математические нестыковки. Например, проверка на незаполненные численные поля, на которые запланировано деление при трансформации;

· В целом, проверки обязательной заполненности полей;

· Замена некорректных символов. Например, английские символы в кириллических полях («о», «а», «е» и т.п.) Особенно актуально это для ключевых полей!

· Проверка значений строковых полей на соответствие типов системы-приемника (Ограничения по длине)

После завершения итоговой миграции согласно заранее определенной стратегии миграции и плану миграции принимается решение о дальнейшей эксплуатации исторических систем.

Часто эксплуатация завершается сразу после финальных сверок данных и фиксирования успешности проведенной миграции - пользователи новой системы уже не ведут учет параллельно в двух системах, а полностью переходят в новую систему. При этом доступ к старой системе сохраняется в режиме чтения.

В некоторых случаях может происходить параллельная работа двух систем на время опытной эксплуатации (ОЭ) и даже более этого периода. Вопрос параллельной работы пользователей в двух системах тесно связан с вопросом возможности отката к старой системе, в случае если миграция (или же, в целом, работа новой системы!) будет признана неудовлетворительной.

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что когда речь идёт о миграции больших транзакционных систем, к которым относятся и многие конфигурации «1С:Предприятия», переход на новую систему может быть весьма трудоёмким.

Поэтому следует помнить, что любой подобный проект требует тщательной подготовки и должен сопровождаться индивидуальным планом. Однако независимо от типа мигрируемых систем, объемов баз данных и пр. общая схема миграции выглядит практически идентично.

Процесс миграции данных может являться одним из этапов проекта внедрения ИС, а может быть организован как отдельный проект. Под процессом миграции данных в рамках настоящей работы будем подразумевать проектные работы, покрывающие полный цикл задач, связанных с миграцией данных: от планирования работ по миграции данных до оценки результатов этапа миграции данных.

В любом случае процесс миграции данных распадается на несколько взаимосвязанных последовательных этапов, в настоящем исследовании будут последовательно рассмотрены все шаги процесса миграции по методологии Oracle и IBM .

Жизненный цикл процесса миграции начинается после формирования стратегии и оценки рисков этапа миграции данных. Схема процесса миграции представлена на диаграмме процесса.

Целью любого процесса миграции данных является маппинг информации, типов и форматов данных старой системы с типами и форматами данных новой системы. При миграции данных этапу «Data Extraction» соответствует выбор и выгрузка данных из старой системы, а этапу «Data Loading» соответствует перенос полученных данных старой системы и их загрузка в новую систему. Ниже процесс миграции будет рассмотрен более детально.

После завершения этапа планирования миграции данных наступает этап определения требований к мигрируемым данным. Этот этап включает в себя разработку требований заказчика и описание их в соответствующих проектных документах. На этапе сбора требований ответственной ролью в команде проекта за результат этапа является бизнес-аналитик или системный аналитик. Подробнее этот этап миграции будет освещен в третьей главе настоящей работы. Выходной информацией этапа определения требований к данным для миграции является описание структуры и состава данных для миграции.

Этап сбора требований к данным для миграции, как правило, очень тесно взаимосвязан со следующим этапом - разработки алгоритмов переноса данных из системы-источника в целевую систему. На этапе проектирования аналитиками создаются подробные спецификации с описанием типов данных системы-источника и их взаимосвязей с типами данных целевой системы. В таких спецификациях описывается структура данных для миграции, их объемы, источник, назначение. Спецификация является источником для постановки задач разработчику, который будет проектировать и разрабатывать специализированное ПО для переноса данных. На этапе проектирования проводится анализ существующей архитектуры данных в системе-источнике - анализ «as is» и разработка архитектуры данных в целевой системе - «to be». При анализе существующей архитектуры данных выявляются и учитываются все ограничения и ИТ-инфраструктуре, а также их влияние на работу целевой системы с мигрированными данными. Выходными артефактами анализа архитектуры данных могут являться такие документы, как логические модели данных (ER-диаграммы, модели баз данных), словари и справочники с детальным описанием каждого элемента и его атрибутов, описание бизнес-правил работы с данными, сведения о системах, взаимодействующих с системой-источником при информационном обмене и интеграции.

Результаты сбора требований и проектирования являются основаниями для выбора метода и определения технологии миграции данных. Миграция может осуществляться в режиме «оффлайн» или «онлайн», категоризация методов зависит от того, поддерживается ли работоспособность приложений в течение процесса миграции. Выбор метода и средств миграции определяется совокупностью факторов, в числе которых доступное время простоя систем, зависимость бизнеса от партнеров, объем данных, физическое размещение хранилищ данных системы-источника, политика информационной безопасности системы-источника и целевой системы.

Описанные выше этапы анализа и планирования можно объединить в общий подготовительный этап. Разработанные процедуры и механизмы миграции регламентируют этапы извлечения, переноса и загрузки данных в новую систему, то есть осуществляются последовательно все шаги ETL-процесса. После получения необходимых для миграции данных наступает фаза загрузки этих данных в целевую систему, перед началом которой необходимо выделить отдельный этап - верификация мигрируемого контента.

Проверка соответствия загружаемых данных требованиям может происходить в режиме «онлайн» - непосредственно на входе в целевую информационную систему или в режиме «оффлайн» - как промежуточный этап в процессе миграции. По завершении загрузки данных в целевую систему производится дополнительная проверка, зачастую, запускаются обе системы для параллельной работы. Тестовые мероприятия параллельной работы планируются при проектировании правил и процедур миграционного процесса. В рамках миграционного процесса параллельная работа двух систем может рассматриваться как опытная эксплуатация. Результатом опытной эксплуатацией может стать подтверждение полной работоспособности новой системы с мигрированными данными. В случае выявления массовых ошибок в ходе параллельной работы системы-источника и целевой системы может быть принято решение о повторной миграции данных и перезагрузке контента. Согласованные результаты миграции фиксируются в журнале опытной эксплуатации целевой системы с загруженными данными, выполненных тест-кейсах, могут быть составлены опросные листы для проверки соответствия мигрированных данных требованиям целевой системы.

Мероприятия тестирования не ограничиваются параллельной эксплуатацией системы-источника и целевой системы. Тесты могут проводиться на выборках из мигрируемых данных с целью раннего выявления ошибок и их исправления до начала разработки миграционного ПО. Более ранняя ликвидация ошибок позволяет экономить бюджет и избежать повторных загрузок данных. К работам по тестированию могут быть отнесены мероприятия по аудиту данных в процессе миграции. Аудит данных позволяет отслеживать состояние данных и избежать ошибок, вызванных изменениями в контенте, которые могут быть внесены пользователями уже во время проведения работ по миграции.

После согласования результатов миграции стартует этап пост-миграционных работ, включающих проверку, очистку и тестирование работоспособности целевой системы, в целом, после миграции данных. Очистка может происходить вручную или с помощью программных средств. Очистка данных производится для удаления устаревшей информации и удовлетворения требований к информационному обеспечению новой системы.

Методология проведения миграции данных, приведенная выше, предполагает, что наиболее «узким» местом при организации данного этапа проекта является этап планирования и работы с бизнес-требованиями заказчика, то есть сбор требований и проектирование, поэтому рассмотрим подходы к решению задач этих этапов подробнее в следующих частях работы. Помимо этапов планирования и разработки бизнес-требований особое внимание стоит уделить этапу оценки результатов работ этапа миграции данных, так как в соответствии с циклом Деминга (PDCA) , именно проведение мероприятий по оценке работ является условием успешности проведения аналогичных работ в аналогичных проектах.

1.1. Особенности планирования миграции данных

Планирование миграции данных является первым этапом жизненного цикла процесса и производится с учетом понимания основных рисков процесса и стратегии миграции. Входной информацией помимо стратегии миграции может являться раздел технического задания или документа о рамках всего проекта, посвященный миграции данных. На этапе планирования определяются рамки процесса миграции данных, устанавливаются достижимые в условиях проектных ограничения (источники данных, требования верхнего уровня) цели процесса миграции данных. Для определения рамок процесса миграции целесообразно привлечение бизнес-пользователей, обладающих пониманием того, как система работала с данными в прошлом и как она должна работать с ними в будущем. Далее в зависимости от способа миграции устанавливается срок, и выделяются необходимые ресурсы в рамках заданного бюджета. При планировании миграции данных важными моментом является определение участников процесса со стороны заказчика, то есть тех бизнес-пользователей и технических специалистов заказчика, которые отвечают за управление данными. На выходе процесса планирования процесса миграции данных могут формироваться следующие проектные артефакты:

  • - Документ о рамках миграции данных;
  • - План работ по миграции данных с указанием ответственных членов проектной команды;
  • - План коммуникаций на этапе миграции.

Организация этапа миграции в проектах внедрения ИС начинается с этапа планирования, где необходимо составить план работ, рассчитать необходимые ресурсы и сроки выполнения.

Пакеты работ на этапе миграции должны соответствовать фазам жизненного цикла процесса, примерная структура плана-графика работ может быть следующей:

  • - Планирование и обозначение рамок миграции данных;
  • - Бизнес-анализ и документирование требований;
  • - Выбор, настройка или проектирование и разработка специализированного ПО;
  • - Перенос данных;
  • - Валидация мигрированных данных;
  • - Опытная эксплуатация;
  • - Пост-миграционные работы по очистке и тестированию;
  • - Согласование результатов миграции, оценка и закрытие этапа проекта внедрения.

Назначение ответственных членов проектной команды за выполнение пакетов работ этапа миграции данных происходит на этапе планирования после составления плана работ.

Выбранным проектным ролям приведены в соответствие кластеры - зоны ответственности, определенные в методологии MSF . Стоит отдельно отметить, что под управлением продуктом в контексте миграции будем понимать управление качеством мигрированных данных и работоспособностью целевой системы после миграции. Управление релизами (выпусками) в терминах процесса миграции - осуществление итераций процесса миграции, получение и загрузка данных миграции.

В соответствии с моделью MSF предполагается следующее распределение зон ответственности между ролевыми кластерами:

  • - Системный аналитик - управление программой, удовлетворение потребителя;
  • - Менеджер по разработке - управление программой, управление продуктом, управление выпуском;
  • - Разработчик - разработка алгоритмов или специализированного ПО для переноса данных в целевую Систему, специализированного ПО (при необходимости);
  • - Тестировщик - тестирование, управление выпуском.

Для того чтобы наглядно продемонстрировать участие привлеченных человеческих ресурсов в мероприятиях процесса миграции данных составим матрицу RACI - приведена в приложении 1 к работе (см. Приложение 1 - Матрица RACI для работ по миграции данных).

Нужно оговориться, что менеджер по разработке (технический менеджер) рассматривается как лидер команды, занимающейся миграцией данных, поэтому он несет ответственность за проведение всего процесса, в целом. Однако если миграция данных проводится в рамках масштабного проекта внедрения ИС, где назначен менеджер всего проекта, то технический менеджер этапа миграции будет только исполнителем в задачах, касающихся определения сроков и подбора персонала. Решения по вопросам персонала, ресурсов и сроков в таком случае принимается менеджментом проекта коллегиально.

Услуга по миграции действующей системы автоматизации управления ИТ-услугами с продукта HP OpenView Service Desk 4.5/5.x нацелена на решение следующих задач:

  • снижения эксплуатационных рисков за счет перехода на продукт, который находится на полной поддержке у разработчика и его партнеров в РФ;
  • снижение миграционных рисков, сокращение стоимости и сроков миграции за счет перехода на решение, которое идеологически максимально близко к HP OpenView Service Desk 4.5/5.x (не требует серьезной переработки действующих процессов и полного переобучения персонала);
  • обеспечение возможности дальнейшего развития практики управления ИТ за счет преодоления функциональных ограничений, присущих действующей системе автоматизации.

Миграция выполняется на специализированное проектное решение OMNITRACKER CleverENGINE , реализованное на базе платформы OMNITRACKER. Данное решение обеспечивает заказчикам следующими важными преимуществами:

  • решение CleverENGINE изначально создавалось с учетом необходимости максимально полного соответствия продукту HP OpenView Service Desk для обеспечения «мягкой» миграции. В CleverENGINE заложена схожая модель данных и тот же принцип организации пользовательского интерфейса. Это позволяет при миграции экономить силы и средства на вынужденную корректировку действующих процессов управления, переобучение персонала, а также оставляет возможность переноса исторических данных;
  • решение CleverENGINE проектировалось и создавалось действующими консультантами в области управления ИТ. Функциональность, заложенная в CleverENGINE, существенно превосходит HP OpenView Service Desk. В частности, обеспечивает визуализацию CMDB, учет и контроль использования лицензий на программное обеспечение, управление релизами, ведение базы знаний, автоматизацию регламентных операций, мощный механизм согласований и многое другое. Это позволяет заказчикам совершенствовать практику управления ИТ, преодолев функциональные ограничения действующей системы автоматизации;
  • платформа OMNITRACKER является средой для быстрой разработки различных workflow-приложений (в том числе за рамками управления ИТ-услугами). Решения на базе OMNITRACKER, как правило, передаются заказчикам в открытом виде - доступном для адаптации и дальнейшего развития. Многие заказчики самостоятельно развивают свои системы автоматизации, прибегая к незначительной помощи партнеров или не привлекая их совсем. При этом на базе одной платформы можно постепенно развивать функциональность, традиционно присущую различным продуктам - управление услугами, управление проектами, управление документами и другие решения.

В рамках миграции выполняется обследование действующей системы автоматизации, проводятся ознакомительные семинары по CleverENGINE для ключевого персонала заказчика. По итогам уточняются требования к конечному решению, выявляются возможности получить быстрые преимущества за счет использования готовых функциональных возможностей CleverENGINE, не доступных ранее. Затем выполняется построение новой системы автоматизации, выполняются квалификационные испытания, проводится обучение персонала. Далее при необходимости осуществляется перенос исторических данных и выполняется переключение на новую систему автоматизации. После этого заказчику предоставляется техническая поддержка на время опытной эксплуатации. По окончанию проекта система автоматизации передается в промышленную эксплуатацию.

Результаты

В результате выполнения проекта по миграции заказчик получает:

  • новую систему автоматизации с сохранением процессов управления, действовавших в старой системе автоматизации;
  • новые функциональные возможности системы автоматизации, недоступные ранее;
  • комплект русскоязычной документации пользователя на новую систему автоматизации.

Типовой профиль проекта

Длительность проекта по миграции составляет от 2,5 до 4,5 месяцев - в зависимости от степени «кастомизации» действующей системы на базе HP OpenView Service Desk (количества правил бизнес-логики, форм и представлений данных, отчетности, решений по интеграции и так далее), а также от необходимости переноса исторических данных. Проект выполняется силами 1-2 специалистов. К работам привлекаются специалисты с экспертными знаниями по обоим продуктам - и HP OpenView Service Desk, и OMNITRACKER CleverENGINE.

Услуга по миграции действующей системы автоматизации управления ИТ-услугами может выполняться для систем, реализованных на базе различных программных продуктов. В зависимости от того, с какого продукта выполняется миграция, заказчик получит различные преимущества, проект потребует различных ресурсов. При этом общая логика организации работ сохраняется.

Примеры выполненных проектов

Примеры проектов, выполненных консультантами Cleverics:

  • Миграция системы автоматизации ITSM-процессов с HP OpenView Service Desk на OMNITRACKER CleverENGINE и оптимизация деятельности по поддержке пользователей (СК Альянс, 2014)
  • Миграция системы автоматизации процессов ITSM с HP OpenView Service Desk 4.5 на OMNITRACKER CleverENGINE (КАТРЕН, 2013)
  • Миграция системы автоматизации процессов ITSM с HP OpenView Service Desk 4.5 на OMNITRACKER CleverENGINE (ВТБ24, 2012-2013)
  • Миграция системы автоматизации процессов ITSM (АвтоСпецЦентр, 2010)


Загрузка...
Top