Для вывода результатов используется оператор. Turbo Pascal

Если вы помните, при рассмотрении примера работы оператора присваивания мы столкнулись с необходимостью узнать результат выполнения программы. Мы разобрались с тем, как информацию сохранять (в переменных), как обрабатывать (с использованием выражений), но два фундаментальнейших информационных процесса остались вне нашего внимания: получение информации и передача ее во внешний по отношению к компьютеру мир. Пока наши программы могут использовать лишь информацию, которая находится непосредственно в тексте программы. Узнать, какие значения в данный момент имеют переменные, также не представлялось возможным. Программирование в таких условиях теряет смысл.

Взаимодействие устройств обработки и хранения информации с внешней средой (хотя бы с пользователем) является совершенно необходимым. За такой интерфейс в языке Паскаль отвечают операторы ввода-вывода информации. Эти инструкции позволяют ввести аргументы, параметры расчетов во время выполнения программы (а не на этапе ее написания), осуществить вывод рассчитанных данных в понятном человеку виде.

Сначала операторы ввода (форматы операторов):

Read(<Список ввода>);

Readln(<Список ввода>);

В таком формате эти команды позволяют вводить данные в переменные во время выполнения программы с клавиатуры. Элементами списка ввода могут быть имена переменных, которые должны быть заполнены значениями, введенными с клавиатуры.

Выполнение операторов ввода происходит так: ход программы приостанавливается, на экран выводится курсор, компьютер ожидает от пользователя набора данных для переменных, имена которых указаны в списке ввода. Пользователь с клавиатуры вводит необходимые значения в том порядке, в котором они требуются списком ввода, нажимает Enter. После этого набранные данные попадают в соответствующие им переменные и выполнение программы продолжается.

Примечание: данные при вводе разделяются пробелами.

Разница между работой процедур Read и Readln (от Read line) состоит в следующем: после выполнения Read значение следующего данного считывается с этой же строчки, а после выполнения Readln - с новой строки.

Для вывода информации в Паскале также есть две команды:

Write(<Список вывода>);

Writeln(<Список вывода>);

Такой формат использования Write и Writeln позволяет выводить на экран монитора данные из списка вывода. Элементами списка вывода могут являться имена переменных, выражения, константы. Прежде чем вывести на экран компьютер значения выражений сначала вычислит. Элементы списка, также как и в операторах ввода, разделяются запятыми.

Различие между двумя операторами вывода таково: после выполнения оператора Writeln (от Write line) происходит переход на новую строчку, а после выполнения инструкции Write, переход на новую строчку не происходит и печать по последующим командам вывода Write или Writeln будет происходить на той же строчке. При вызове оператора Writeln без параметров просто происходит переход на новую строчку.

Приведем пример использования операторов ввода и вывода:

Program Inteface;

Write("Введите радиус круга "); {Печать на экране просьбы о вводе}

Readln(R); {Ввод значения в переменную R с клавиатуры}

S:=4*ARCTAN(1)*SQR(R); {Вычисление площади круга (pR2)}

Writeln("Площадь круга радиусом ",R," равна ",S)

Эта программа запрашивает у пользователя значение радиуса круга, обеспечивает возможность ввести его значение, рассчитывает и выводит на экран величину площади круга с таким радиусом. Таким образом, появляется возможность, не внося изменений в текст программы, вводить различные значения радиуса и получать, соответствующие им значения площади круга. Для этого достаточно несколько раз запустить программу. Также эта программа демонстрирует следующее правило: выдача результатов должна быть прокомментирована так, чтобы был ясен смысл напечатанных чисел. Действительно, ведь можно было бы ограничиться Writeln(S), но значение выведенного программой числа в этом случае было бы ясно только тому, кто эту программу написал.

ОПЕРАТОРЫ ВВОДА И ВЫВОДА

Рассмотрим организацию ввода и вывода данных с терминального уст> ройства. Терминальное устройство - это устройство, с которым работает пользователь, обычно это экран (дисплей) и клавиатура. Для ввода и вывода данных используются стандартные процедуры ввода и вывода Read и Write, оперирующие стандартными последовательными файлами INPUT и OUTPUT.

Эти файлы разбиваются на строки переменной длины, отделяемые друг от друга признаком конца строки. Конец строки задается нажатием кла виши ENTER.

Для ввода исходных данных используются операторы процедур ввода:

Read(A1,A2,...AK);

ReadLn(A1,A2,...AK);

Первый из них реализует чтение К значений исходных данных и прис ваивание этих значений переменным А1, А2, ..., АК. Второй оператор реализует чтение К значений исходных данных, пропуск остальных значе ний до начала следующей строки, присваивание считанных значений пере менным А1, А2, ..., АК. Третий оператор реализует пропуск строки ис ходных данных.

При вводе исходных данных происходит преобразование из внешней формы представления во внутреннюю, определяемую типом переменных. Пе ременные, образующие список ввода, могут принадлежать либо к целому либо к действительному, либо к символьному типам. Чтение исходных данных логического типа в языке ПАСКАЛЬ недопустимо.

Операторы ввода при чтении значений переменных целого и действительного типа пропускает пробелы, предшествующие числу. В то же время эти операторы не пропускают пробелов, предшествующих значе ниям символьных переменных, так как пробелы являются равноправными символами строк. Пример записи операторов ввода:

var rV, rS: Real;

iW, iJ: Integer;

................

Read(rV, rS, iW, iJ);

Значения исходных данных могут отделяться друг от друга пробелами и нажатием клавиш табуляции и Enter.

Для вывода результатов работы программы на экран используются операторы:

Write(A1,A2,...AK);

WriteLn(A1,A2,...AK);

Первый из этих операторов реализует вывод значений переменных А1, А2,...,АК в строку экрана. Второй оператор реализует вывод значений переменных А1, А2, ..., АК и переход к началу следующей строки. Третий оператор реализует пропуск строки и переход к началу следующей строки.

Переменные, составляющие список вывода, могут относиться к целому, действительному, символьному или булевскому типам. В качестве элемен- та списка вывода кроме имен переменных могут использоваться выражения и строки.

Вывод каждого значения в строку экрана происходит в соот ветствии с шириной поля вывода, определяемой конкретной реализацией языка.

Форма представления значений в поле вывода соответствует типу пе ременных и выражений: величины целого типа выводятся как целые деся тичные числа, действительного типа - как действительные десятичные числа с десятичным порядком, символьного типа и строки - в виде сим волов, логического типа - в виде логических констант TRUE и FALSE.

Оператор вывода позволяет задать ширину поля вывода для каждого элемента списка вывода. В этом случае элемент списка вывода имеет вид А:К, где А - выражение или строка, К - выражение либо константа целого типа. Если выводимое значение занимает в поле вывода меньше позиций, чем К, то перед этим значением располагаются пробелы. Если выводимое значе ние не помещается в ширину поля К, то для этого значения будет отве дено необходимое количество позиций. Для величин действительного типа элемент списка вывода может иметь вид А:К:М, где А - переменная или выраже ние действительного типа, К - ширина поля вывода, М - число цифр дробной части выводимого значения. К и М - выражения или константы целого типа. В этом случае действительные значения выводятся в форме десятичного числа с фиксированной точкой. Пример записи операторов вывода:

. . . . . . . . . . . .

var rA, rB: Real; iP,iQ:Integer;

bR, bS: Boolean; chT, chV, chU, chW: Char;

. . . . . . . . . . . .

WriteLn(rA, rB:10:2);

WriteLn(iP, iQ:8);

WriteLn(bR, bS:8);

WriteLn(chT, chV, chU, chW);

Метки. Оператор безусловного перехода .

Каждый дом на улице имеет свой номер, все люди имеют собственные имена, даже ячейки памяти компьютера имеют каждая свой адрес. Все это принято для того, чтобы иметь возможность однозначно указать на определяемый объект. Точно также, для указания на операторы в программах применяются метки.

Метка в стандарте языка Паскаль представляет собой целое неотрицательное число. Все используемые в программе метки должны быть перечислены в разделе описания меток, начинающемся служебным словом Label, например:

Одной меткой можно пометить только один оператор. Метка от помеченного оператора отделяется двоеточием.

6: Writeln(14/2);

Во всех приведенных ранее программах операторы выполнялись один за другим в том порядке, в котором они были записаны в тексте. Такая алгоритмическая структура называется прямым следованием. Однако, в языке Паскаль изначально существует оператор, нарушающий прямолинейное выполнение программы, передающий управление в произвольную ее точку. Такая инструкция называется безусловным переходом и имеет такой формат:

Goto <метка>;

Оператор, к которому происходит переход должен быть помечен данной меткой.

Использовать оператор безусловного перехода следует крайне осторожно во избежание получения ошибочных результатов или полного "зацикливания" программы. Вообще, употребление данной команды среди программистов считается дурным тоном. Как вы убедитесь, всегда существует возможность обойтись без него.

ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Структуризованная программа (или подпрограмма) - это программа, составленная из фиксированного множества базовых конструкций. Расс- мотрим основные определения и способы образования этих конструкций в схемах алгоритмов.

Из операций, развилок и слияний строятся базовые конструкции: сле дование, ветвление, цикл. Применяя только эти три конструкции, можно реализовать алгоритм решения любой задачи.

Конструкция, представляющая собой последовательное выполнение двух или более операций, называется следованием.

Конструкция, состоящая из развилки, двух операций и слияния, назы вается ветвлением. Одна из операций может отсутствовать.

Конструкция, имеющая линии управления, ведущие к предидущим опера циям или развилкам, называется циклом.

Конструкции следование, ветвление и цикл можно представить как операции, так как они имеют единственный вход и единственный выход. Произвольную последовательность операций можно представить как одну операцию.

Операция может быть реализована любым оператором языка ПАСКАЛЬ (простым или составным), либо группой операторов, за исключением опе ратора перехода GOTO.

В языке ПАСКАЛЬ количество базовых конструкций увеличено до шести, это:

Следование;

Ветвление;

Цикл с предусловием;

Цикл с постусловием;

Цикл с параметром;

Условный оператор

Одной из основных алгоритмических структур является ветвление (альтернатива).

Если условие выполняется, то будет выполнена инструкция "1", если нет, то - инструкция "2". Несмотря на то, что в схеме присутствуют два действия, выполнено будет только одно, так как условие либо ложно, либо истинно. Третьего не дано. Такая схема позволяет решать задачи, в которых в зависимости от сложившихся обстоятельств требуется совершить то или иное действие. Нет никакого сомнения, что число задач такого рода огромно. Более того, очень сложно придумать реально значимое задание, алгоритм выполнения которого содержал бы в себе простое прямое следование команд. Даже примитивный пример, взятый из курса математики, как вы увидите, не может быть решен без использования ветвления. Итак, необходимо вычислить значение выражения y=1/x. Вам известно, что данная функция не всегда имеет значение, то есть не для всех значений аргумента существует значение результата. Наша задача так составить алгоритм, чтобы исполнитель ни в коем случае не встал в тупик, даже при получении нуля в качестве аргумента. Сформулировать это на естественном языке не трудно:

1. Получить значение x.

2. Если x=0, то сообщить, что выражение значения не имеет, иначе - вычислить y как 1/x.

Таким образом используется приведенная выше алгоритмическая структура. Она может быть выражена простыми словами:

Если <усл.> {Если выполняется условие}

то <действие 1> {то выполнить действие № 1 }

иначе <действие 2> {иначе - выполнить действие № 2 }

Как это записать на Паскале? Да точно так же, только по-английски.

Формат условного оператора на языке Паскаль:

If <условие>

Then <оператор 1>

Else <оператор 2>;

Обратите внимание на то, что в Then- и Else- части стоит только один оператор. Но что делать, чтобы решить задачу, в которой по выполнению или невыполнению условия нужно совершить не одно, а несколько действий? Здесь приходит на помощь уже известный вам составной оператор. В операторные скобки можно заключить любое количество операторов.

Вариант условного оператора в этом случае:

If <условие>

Then Begin <группа операторов 1> end

Else Begin < группа операторов 2> end;

Знак "точка с запятой" не ставится перед служебным словом Else, но операторы в группах, естественно, отделяются друг от друга этим знаком.

Теперь поговорим об условиях. В программах на языке Паскаль условия представляют собой выражения, значением которых является величина логического (Boolean) типа. Это может быть как просто переменная указанного типа, так и сложная последовательность высказываний, связанных логическими операциями.

В простых условиях могут применяться знаки операций сравнения: >(больше), <(меньше), =(равно), <>(не равно), >=(больше или равно), <=(меньше или равно).

Примеры простых условий: A=5 {Значение переменной А равно 5}

(C+D3)>=(D1*(45-2)) {Значение выражения в левой части больше либо равно значению выражения из правой части}

S<>"ABC" {Значение переменной S не равно строковой константе "ABC"}

Приведем пример решения еще одной задачи: "Из двух чисел выбрать наибольшее".

На первый взгляд решение очевидно, но оно не столь тривиально, как кажется.

Program Example;

Var A,B,C: Real; {A,B - для хранения аргументов, C - результат}

Writeln("Введите два числа");

Readln(A,B); {Вводим аргументы с клавиатуры}

If A>B Then C:=A Else C:=B; {Если A>B, то результат - A, иначе результат - B}

Writeln(C); {Выводим результат на экран}

Еще один классический пример: "По заданным коэффициентам решить квадратное уравнение". Эта задача сложнее, поэтому перед тем как писать программу составим алгоритм, записав его в виде блок-схемы.Сначала вводим коэффициенты, затем вычисляем дискриминант. Теперь возникает две возможности: либо отсутствие действительных корней в случае отрицательного дискриминанта, либо эти корни можно все-таки вычислить и вывести на экран в случае неотрицательного дискриминанта (случай равенства дискриминанта нулю входит сюда же, корней - два, только они одинаковые J).

При записи алгоритма на языке программирования следует учесть, что в ветви "нет" не одно действие, а три, поэтому следует применить составной оператор. Арифметические выражения не забывайте записывать в соответствии с правилами языка Паскаль. В остальном, эта программа не сложнее предыдущей.

Var A, B, C, D, X1, X2: Real;

Writeln ("Введите коэффициенты квадратного уравнения");

If D<0 Then Writeln ("Корней нет! ")

X1:=(-B+SQRT(D))/2/A;

X2:=(-B-SQRT(D))/2/A;

Интересно, что в качестве оператора, который выполняется по выполнению или невыполнению условия, может выступать условный же оператор. В этом случае говорят о вложенности условных операторов. Я настоятельно рекомендую при решении такого рода задач составлять блок-схему алгоритма в тетради. Только потом, при составлении программы, вам остается лишь аккуратно прописывать сначала всю Then- часть, а затем переходить к Else- части. Обычно при записи условных операторов на языке Паскаль (особенно при множественных ветвлениях) команды записывают уступом вправо и вниз. Это повышает наглядность, и, поверьте, снижает потери времени на отладку.

Для иллюстрации решим еще одну задачу: "решить уравнение вида A*x^2 + B*x + C = 0". Прошу не путать с квадратным уравнением, для которого нам было известно, что коэффициент А не равен нулю. Здесь же коэффициенты могут быть любыми числами. Исходя из элементарных математических рассуждений, получаем следующий алгоритм:

Var A, B, C, D, X, X1, X2: Real;

Writeln ("Введите коэффициенты уравнения (A, B, C) ");

If C=0 Then Writeln("X - любое число")

Else Writeln("Корней нет! ")

Else Begin X:=-C/B; Writeln("X=",X:8:3) End

If D<0 Then Writeln ("Корней нет! ")

X1:=(-B+SQRT(D))/2/A;

X2:=(-B-SQRT(D))/2/A;

Writeln ("X1=", X1:8:3, " X2=",X2:8:3)

Цикл. Виды Циклов.

Циклом называется многократное повторение однотипных действий. Телом же цикла будем называть те самые действия, которые нужно многократно повторять.

Как вы понимаете, повторять одни и те же действия можно и при помощи оператора безусловного перехода. Если записать эти действия в программе одно за другим, а в конце поставить оператор перехода к началу этого блока. Однако таким образом можно получить только программу, которая работает вечно (зацикливается). Этого можно избежать, используя совместно с оператором перехода условный оператор, поставив выполнение перехода в зависимость от выполнения некого условия. Таким образом, мы получим структуру условного перехода и возможность организации конечного цикла. Вообще говоря, так мы можем решить практически любую задачу, требующую реализации циклического алгоритма. Конечно же, при помощи одного только топора можно построить дом. Поставим перед собой вопросы: "А будет ли этот дом красив? Сколько времени и сил можно сэкономить, используя всевозможные специальные инструменты?". Для чего? - Для удобства, краткости, простоты чтения программы и, не побоюсь этого слова, красоты. Итак, существует три вида цикла, имеющих собственные операторы на языке Паскаль для их записи. Эти виды имеют собственные условные названия: "Пока", "До", "С параметром". Друг от друга они несколько отличаются и используются каждый для своего класса задач

Цикл "ПОКА"

Группа операторов, называемая "телом цикла", судя по этой схеме, будет выполняться пока истинно условие цикла. Выход из цикла произойдет, когда условие перестанет выполняться.

Если условие ложно изначально, то тело цикла не будет выполнено ни разу. Если условие изначально истинно и в теле цикла нет действий, влияющих на истинность этого условия, то тело цикла будет выполняться бесконечное количество раз. Такая ситуация называется "зацикливанием". Прервать зациклившуюся программу может либо оператор (нажав Ctrl+C), либо аварийный останов самой программы, в случае переполнения переменной, деления на ноль и т.п., поэтому использовать структуру цикла следует с осторожностью, хорошо понимая, что многократное выполнение должно когда-нибудь заканчиваться.

На языке Pascal структура цикла "Пока" записывается следующим образом:

While <условие> Do <оператор>;

Правда, лаконично? По-русски можно прочитать так: "Пока истинно условие, выполнять оператор". Здесь, так же как в формате условного оператора, подразумевается выполнение только одного оператора. Если необходимо выполнить несколько действий, то может быть использован составной оператор. Тогда формат оператора принимает такой вид:

While <условие> Do

<оператор #1>;

<оператор #2>;

<оператор #3>;

Цикл "ДО"

Этот вид цикла отличается от предыдущего в основном тем, что проверка условия повторения тела цикла находится не перед ним, а после. Поэтому цикл "До" называют циклом "с постусловием", а "Пока" - "с предусловием".

Обратите также внимание на то, что новая итерация (повторное выполнение тела цикла) происходит не тогда, когда условие справедливо, а как раз тогда, когда оно ложно. Поэтому цикл и получил свое название (выполнять тело цикла до выполнения соответствующего условия).

10. Операторы ввода и вывода

Рассмотрим организациюввода и вывода данных с терминального уст-

ройства. Терминальное устройство - это устройство, с которым работает

пользователь, обычно это экран (дисплей) и клавиатура.

Для ввода и вывода данных используются стандартные процедуры ввода

и вывода Read и Write, оперирующие стандартными последовательными файлами

INPUT и OUTPUT.

Эти файлы разбиваются на строки переменной длины,отделяемые друг

от друга признаком конца строки.Конец строки задается нажатием кла-

Для ввода исходных данных используются операторы процедур ввода:

Read(A1,A2,...AK);

ReadLn(A1,A2,...AK);

Первый из них реализует чтение К значений исходных данных иприс-

ваивание этих значений переменным А1,А2,...,АК. Второй оператор

реализует чтение К значений исходных данных, пропуск остальных значе-

ний до начала следующей строки, присваивание считанных значений пере-

менным А1,А2, ..., АК. Третий оператор реализует пропуск строки ис-

ходных данных.

При вводе исходных данныхпроисходитпреобразованиеизвнешней

формы представления во внутреннюю, определяемую типом переменных. Пе-

ременные, образующиесписок ввода, могут принадлежать либо к целому,

либо кдействительному,либо к символьному типам. Чтение исходных

данных логического типа в языке ПАСКАЛЬ недопустимо.

Операторы вводапри чтении значений переменных целого и

действительного типа пропускает пробелы,предшествующие числу.В то

же время эти операторы не пропускают пробелов,предшествующих значе-

ниям символьных переменных,так как пробелыявляютсяравноправными

символами строк. Пример записи операторов ввода:

var rV, rS: Real;

iW, iJ: Integer;

................

Read(rV, rS, iW, iJ);

Значения исходных данных могут отделяться друг от другапробелами

и нажатием клавиш табуляции и Enter.

Для вывода результатов работы программы на экран используются

операторы:

Write(A1,A2,...AK);

WriteLn(A1,A2,...AK);

Первый из этих операторов реализует вывод значений переменныхА1,

А2,...,АК встроку экрана.Второй оператор реализует вывод

значений переменных А1,А2,...,АК и переход кначалуследующей

строки. Третийоператор реализует пропуск строки и переход к началу

следующей строки.

Переменные, составляющие список вывода, могут относиться к целому,

действительному, символьному или булевскому типам. В качестве элемен-

та списка вывода кроме имен переменных могут использоваться выражения

и строки.

Вывод каждогозначения в строку экрана происходит в соот-

ветствии с шириной поля вывода,определяемой конкретнойреализацией

Форма представления значений в поле вывода соответствует типупе-

ременных и выражений:величины целого типа выводятся как целые деся-

тичные числа,действительного типа - какдействительныедесятичные

числа с десятичным порядком,символьного типа и строки - в виде сим-

волов, логического типа - в виде логических констант TRUE и FALSE.

Оператор выводапозволяетзадатьширину поля вывода для каждого

элемента списка вывода.В этом случае

элемент списка вывода имеет вид А:К, где

А - выражение или строка,К - выражение либо константа целоготипа.

Если выводимое значение занимает в поле вывода меньше позиций, чем К,

то перед этим значением располагаются пробелы.Если выводимое значе-

ние не помещается в ширину поля К,то для этого значения будет отве-

дено необходимое количество позиций. Для величин действительного типа

элемент списка вывода может иметь вид А:К:М, где А - переменная или выраже-

ние действительного типа,К - ширина поля вывода,М-числоцифр

дробной частивыводимого значения.К и М - выражения или константы

целого типа.В этом случае действительные значения выводятся в форме

десятичного числа с фиксированной точкой.

Пример записи операторов вывода:

. . . . . . . . . . . .

var rA, rB: Real;iP,iQ:Integer;

bR, bS: Boolean;chT, chV, chU, chW: Char;

. . . . . . . . . . . .

WriteLn(rA, rB:10:2);

WriteLn(iP, iQ:8);

WriteLn(bR, bS:8);

Дальнейшее рассмотрение операторов языков программирования высокого уровня будем вести на примере языка Паскаль. Данный выбор обусловлен простотой языка и строгим синтаксисом.

Операторы присваивания

В языке Паскаль оператор присваивания обозначается двумя символами «:=», между которыми не ставится пробел. В левой части данного оператора должна стоять переменная, а в правой части - выражение, значение которого будет присвоено переменной.

Очень часто в Паскале можно увидеть конструкцию вида p:=p+1. Данная запись не содержит ошибки. Внутри компьютера данный оператор выполняется следующим образом: сначала берется исходное значение переменной, к которому прибавляется единица. После этих действий результат вычислений помещается в переменную p. Таким образом в языке Паскаль реализуется инкремент переменной.

Очень важно следить, чтобы все переменные, которые участвуют в правой части оператора присваивания, были определены к моменту его исполнения. В качестве правых частей для вычисления численных переменных операторы присваивания используют арифметические выражения, состоящие из переменных, констант, знаков операций, скобок и вызовов функций. В общем случае правила построения выражений аналогичны математической записи. Бинарные операции, применимые к целочисленным данным приведены в таблице 1 .

Для примера реализации операции присваивания рассмотрим задачу вычисления гипотенузы треугольника по двум известным катетам. Согласно теореме Пифагора, гипотенуза будет рассчитываться по формуле:

Таблица 1 - Бинарные арифметические операции над типом integer

Исходный код программы:

Program Op_prisv;

c:=sqrt(a*a+b*b);

В данной программе использованы только операторы присваивания. При этом в двух случаях переменным просто присваивается начальное значение - это катеты треугольника. А в третьем случае происходит вычисление выражения, определяющего корень из суммы квадратов катетов.

В результате выполнения данного кода программа вычислит значение гипотенузы треугольника со сторонамиa, b, и занесет это значение в переменную c.

Операторы ввода-вывода

Ввод и вывод необходимы для связи программы с внешним миром - таким образом можно получать входные данные от пользователя и выводить полученные результаты на экран. Очевидно, программа без вывода не имеет смысла. В предыдущем примере было рассмотрено вычисление гипотенузы прямоугольного треугольника, однако, без использования оператора вывода нельзя узнать результат, полученный при исполнении программы.

В языке Паскаль операторы ввода-вывода правильнее называть процедурами. Они служат для обмена данными между программой и внешними устройствами. Так, например, можно ввести данные с клавиатуры, из файла, вывести данные на экран или в файл.

Для ввода с клавиатуры в языке Паскаль существует два оператора: Readи Readln. Для вывода на экран - Writeи Writeln. Дополнение «ln» произошло от английского слова «line» - строка, линия. Операторы, заканчивающиеся на «ln» в результате своих действий переводят курсор на новую строку. Так, например, при работе оператора Write курсор останется на следующей позиции после последнего выведенного символа. А в случае оператора Read очередные данные будут считываться из той же строки, где стоит курсор.

Традиционная запись данных операторов содержит параметры, однако, их может и не быть. В таком случае оператор Writeln будет реализовывать просто переход на новую строку, а оператор Readlnбудет ждать ввода любой клавиши.

Кроме стандартного вывода данных в языке Паскаль предусмотрен и форматированный вывод, который существует для того, чтобы сделать отображение на экране более понятным. Форматированный вывод содержит количество позиций, которые при выводе необходимо отвести под значение переменной .

В качестве примера использования операторов ввода-вывода модифицируем задачу определения гипотенузы прямоугольного треугольника следующим образом:

Program Op_vvod_vyvod;

write("Катет a = ");

write("Катет b = ");

c:=sqrt(a*a+b*b);

writeln("Гипотенуза = ",c:3:2);

writeln("Для завершения нажмите любую клавишу...");

В данной программе используются операторы ввода исходных данных - катетов прямоугольного треугольника. Для вывода результата на экран используется форматированный вывод. Результаты работы программы приведены на рисунке 9.


Рисунок 9 - Пример работы с операторами ввода-вывода

Кроме того, в программе используется оператор Readln без параметров, который подтверждает завершение программы. Так, после нажатия любой клавиши программа выдаст сообщение о том, что ее работа завершена (см. рисунок 10).


Рисунок 10 - Пример работы оператора ввода без параметров

Операторы размещаются в разделе операторов между ключевыми словами и отделяются друг от друга точкой с запятой. Операторы, не содержащие никаких других операторов, называются простыми:

Оператор присваивания – это самый основной оператор. В нем выражение с правой стороны и индет. результата разделены знаком присваивания:=

Например: y:=x + 5 div 2

Оператор вызова процедуры служит для активизации предварительно определенной пользователем, или стандартной, процедуры. Например: clrscr; и т.д.

Пустой оператор не содержит никаких символов и не выполняет никаких действий. Обычно пустой оператор используется для организации перехода к концу локального или глобального блока в случаях, если необходимо пропустить несколько операторов, но не выходить из блока. Для этого перед зарезервированным словом end ставятся метка и двоеточие.

Оператор безусловного перехода gotoозначает “перейти к “ и применяется в случаях, когда после выполнения некоторого оператора надо выполнить не следующий по порядку, а какой-либо другой, отмеченный меткой оператор. Пример:gotometka1;

ВВОД-ВЫВОД ДАННЫХ: процедура чтения Readввод числовых данных, символов, строк и т.д. для последующей их обработки программой. Формат:read(x1,x2,x3…); илиread(FV,x1,x2,x3…); , где х1,х2,х3.. – переменные,FV– переменная, связанная с фалом, откуда будет выполнятся чтение. Процедура чтенияReadlnаналогична процедуреRead, только осуществляется переход на следующую строку. Процедура записиWriteпроизводит вывод числовых данных, символов, строк и булевских значений. Формат: Write (x1,x2,x3…); или Write (FV,x1,x2,x3…);

где x– переменные,FV– имя файла, куда производится вывод.Writeln– перевод на другую строку.

26.Операторы ввода данных с клавиатуры.

Read("список переменных");

Readln("список переменных");

Write("введите значение а="); Readln(a);

введите значение а= .

Readln(a); Readln(b); Readln(c); или Readln(a, b, c);

Readln(с1, с2, с3, c4); {ожидает ввода значений символьных переменных с1, с2, с3, c4, например: "У", "Р", "А", "!" и нажатия Enter }

Writeln(с1, с2, с3, c4); выведет на экран надпись: УРА!

27.Оператор выбора.

Case "параметр" Of

"список помеченных операторов"

Else "оператор" End;

Пример операторов для определения порядка целого числа N от 0 до 999:

0..9: writeln("однозначное");

10..99: writeln("двузначное");

100..999: writeln("трехзначное")

else writeln("Число "N" не входит в указанный диапазон") end;

28.Условный оператор.

IF "условие" Then "оператор1" Else "оператор2";

Например, вычисление квадратного корня из числа "a" проводится при условии a>=0,

IF a >= 0 Then b:= Sqrt(a) Else begin WriteLn ("a<0"); Readln; Halt end;

Оператор Halt прекращает выполнение программы.

29.Оператор цикла.

С параметром

For i:= N1 To N2 Do "оператор";

For i:= N1 DownTo N2 Do "оператор";

С условием

While "условие" DO "оператор";

Repeat "операторы" Until "условие";

"условие" - выражение логического типа (Boolean).

30 .Оператор перехода к метке.

Goto "метка";

M1: Write("Введите x>=0"); Readln(x); If x<0 Then Goto M1;

Метки описываются в разделе описания, например:Label M1;

31.Линейные массивы.

Описание массивов:

VarA:array[ 1. .30 ] of byte;

S: array[ 1. . 30 ] of string;

SO:array[ 1. . 30 ]ofstring;

Присвоение значений элементам массива:

A:= 5; A:= 4; и т. д.

S:= "Иванов"; S:= "Петров"; и т. д.

Присвоение значения элементам массива "y" по зависимости:

y=sin(x), где x= Pi * i/180, 0<= i <=180 .

For i:= 0 to 180 Do y[i]:= sin(Pi * i/180);

Присвоение случайных значений в диапазоне от -30 до +40 ста элементам массива "R":

Randomize; for i:=1 to 100 Do R[i]:= - 30+Random(71);

Цель лабор а торной работы: научиться правильно описывать переменные, используя следующие стандартные типы данных:целочисленные. вещественные и логический; изучить операторы ввода-вывода данных, выработать практические навыки работы с системой PascalABC, научиться создавать, вводить в компьютер, выполнять и исправлять простейшие программы на языке Pascal в режиме диалога, познакомиться с диагностическими сообщениями компилятора об ошибках при выполнении программ, реализующих линейные алгоритмы.

Оператором называют специальную совокупность служебных слов, идентификаторов и специальных знаков, выполняющих определенные действия. Операторы отделяются друг от друга точкой с запятой «;».Примеры орераторов.

Оператор присваивания: (:=). Оператор присваивания служит для присваивания значений переменным, например: x:=1; a:=5. 02; b:= 32*a+Sin(x); S:= "Иван Иванович".

Составной оператор: Begin <операторы> End;

Составной оператор служит для записи в свое тело других операторов, последовательность которых рассматривается в данном случае как один оператор. Этим оператором начинается и заканчивается раздел выполнения основной программы, подпрограммы, функции. После последнего оператора END основной программы ставится точка.

    1. Операторы ввода/вывода данных

Для выполнения операций ввода-вывода служат четыре оператора:

Read,ReadLn,Write,WriteLn. Оператор чтения (Read) обеспечивает ввод числовых данных, символов, строк и т.д. для последующей их обработки программой.

Формат: Read(X1, Х2, .. , Хn), где X1, Х2, .. , Хn–переменные допустимых типов данных.

Значения X1, Х2, .. , Хnнабираются минимум через один пробел на клавиатуре пользователем и высвечиваются на экране. Значения переменных должны вводиться в строгом соответствии с синтаксисом языка. Если в программе имеется несколько операторовRead, данные для них вводятся потоком, т. е. после считывания значений переменных для одного оператораReadданные для следующего оператораRead–набираются на той же строке, что и для предыдущего до окончания строки, затем происходит переход на следующую строку. Оператор чтенияReadLnаналогичен операторуRead, единственное отличие заключается в том, что после считывания последнего в списке значения для одного оператора ReadLn данные для следующего оператора ReadLn будут считываться с начала новой строки.

Оператор записи (Write) производит вывод данных.

Формат: Write(X1, Х2, .. , Хn), где X1, Х2, .. , Хn- выражения типаinteger,byte,real,char,Booleanи т.д.

Пример: Write(125); (выражение представлено значением)Write(А+В–С); {выводится результат выражения).

Оператор Writeдает возможность выводить значения переменных следующими способами.

    Вывод десятичного представления величины Iначиная с позиции расположения курсора (I):

    Вывод десятичного представления величины I в крайние правые позиции поля шириной р (I:р):

Где ַ– пробел.

3. Вывод десятичного представления величины Iв крайние правые позиции поля шириной р и дробной части числа ширинойq(I:р:q):

Оператор записи WriteLnаналогичен операторуWrite, но после вывода последнего в списке значения для текущего оператора WriteLn происходит перевод курсора к началу следующей строки. Оператор WriteLn, записанный без параметров, вызывает перевод строки.

При недостатке количества позиций для вывода число или текст выводятся полностью, а формат игнорируется, кроме формата вывода дробной части числа. Если формат вывода не задавать, то значения целых и строковых переменных выводятся полностью, а вещественных – с количеством цифр, соответствующих типу переменной, например,

a:=5.12345678912345678912345; Writeln("а=", a); выведет на экран надпись.



Загрузка...
Top