Презентация социальные статусы. Презентация "Социальные статусы и роли" (10 класс) по обществознанию – проект, доклад






Личный статус - положение, которое человек занимает в малой, или первичной, группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. Социальный статус – положение человека, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы (профессиональной, классовой, национальной).


Социальный и личный статусы могут совпадать и не совпадать. Врач Н. обладает высоким профессиональным статусом, поскольку его специальность престижная, но в спортивной секции по каратэ, где он занимается два раза в неделю, к нему относятся как к аутсайдеру.


Приписываемый статус (его еще называют аскриптивным) – это статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени. Приписываемый статус не совпадает с прирожденным Прирожденным считаются только три социальных статуса: пол, национальность, раса. (Негр, мужчина, русский)


Король – приписываемый статус. Почему? А князь, граф? Правильнее говорить о приписываемом, а не прирожденном статусе. Прирожденные статусы: «сын», «дочь», «сестра», «брат», «племянник», «дядя», «бабушка» и все «родственники в законе». Стать «родственником в законе» можно только через брак. А статусы падчерицы, пасынка, крестного отца, крестной матери?


Прирожденным является биологически унаследованный статус, а приписываемым является социально приобретаемый, но одинаковый по названию с прирожденным статус. Сын – и прирожденный, и приписываемый статус. Чтобы не было путаницы, социологи договорились называть тот и другой типы статуса одинаково – приписываемый статус






Модель поведения, ориентированная на конкретный статус, называется статусной ролью, или просто ролью. Индивид, занимающий высокую позицию в обществе, если измерять эту высоту, или ранг, с точки зрения доступных ему власти, дохода, образования и престижа, в наибольшей мере стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. Совокупность ролей, выполняемых человеком, называется ролевым набором (ролевым репертуаром).




Социализация личности и социальная адаптация Социализация личности и социальная адаптация Социализация личности Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных ролей и норм, духовных ценностей. Условие. Вне постоянных связей с другими людьми социализация невозможна. Протекает в течение всей жизни человека. Социальная адаптация Процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств. Человек осуществляет этот процесс осознанно. Два типа адаптации: Активное воздействие на социальную среду, стремление изменить устаревшие нормы. Пассивное (конформное) восприятие целей и ценностей группы, окружения.





Слайд 2

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА

  • ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
  • ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА И СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ КАК ИНСТРУМЕНТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.
  • ТЕОРИЯ РОЛЕВЫХ КОНФЛИКТОВ В ИЗУЧЕНИИ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ.
  • Слайд 3

    ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ.

    • ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС, СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ,
    • РОЛЕВОЙ НАБОР, РОЛЕВОЙ КОНФЛИКТ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ.
    • ТЕРМИНЫ: АВТОРИТЕТ, ПРЕСТИЖ, МАНИПУЛЯЦИЯ.
  • Слайд 4

    Индивид – индивидуальность – личность

    • Индивид – каждый отдельный человек
    • Индивидуальность – неповторимость каждого человека
    • Личность – социальная характеристика человека (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения…)
  • Слайд 5

    Структура психики личности

    По Зигмунду Фрейду (1856 – 1939)

    • Сверх-Я
    • сфера бессознательного, биологические потребности, вытесненные желания
    • сознание, помогающее нам контактировать с внешним миром, регулировать наши действия
    • культурные нормы и ценности, созданные обществом и выступающие в качестве цензора в поведении человека
    • либидо мортидо
  • Слайд 6

    СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ.

    ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ, ЗАНИМАЕМОГО С ВОЗРАСТОМ, ПОЛОМ, СОЦИАЛЬНЫМ ПРОИСХОЖДЕНИЕМ И ПРЕДПОЛАГАЮЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ, НАЗЫВАЕТСЯ

    • СОЦИАЛЬНЫМ СТАТУСОМ.
    • УЧАЩИЙСЯ
    • СЫН, БРАТ.
    • МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК
    • СПОРТСМЕН
    • ОДНА ИЗ ПОЗИЦИЙ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ОПРЕДЕЛЯЕТ ЕГО СОЦИАЛЬНО- ГЛАВНЫЙ СТАТУС
  • Слайд 7

    СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ

    СТАТУСЫ ОТ РОЖДЕНИЯ- ПРЕДПИСАННЫЕ

    • ПОЛ, РАСА, ВОЗРАСТ

    СТАТУСЫ НОВЫЕ ДОСТИГАЕМЫЕ

    • СТАТУСЫ МОГУТ ВСТУПАТЬ В ПРОТИВОРЕЧИЕ- ХОРОШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ- РАБОТА- НИЗКАЯ ЗАРПЛАТА.

    ВАЖНЫ СТАРТОВЫЕ УСЛОВИЯ- БЛАГОПРИЯТНЫЕ И НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ

    Слайд 8

    ПРЕСТИЖ- ОЦЕНКА ОБЩЕСТВОМ ИЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЗНАЧИМОСТИ ПОЗИЦИЙ ЗАНИМАЕМЫХ ЛЮДЬМИ

    КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ.

    Слайд 9

    СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИ.

    ОТ ЧЕЛОВЕКА ЗАНИМАЮЩЕГО ОПРЕДЕЛЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЖДУТ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ

    ОЖИДАНИЕ, ПРЕДПИСАНИЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО СТАТУСУ ПОВЕДЕНИЯ

    НАЗЫВАЮТ

    • СОЦИАЛЬНОЙ РОЛЬЮ
    • РОЛЕВОЙ
    • КОНФЛИКТ
    • ТРЕБОВАНИЕ
    • ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ ТРУДНОСОВМЕСТИМЫХ
    • РОЛЕЙ
    • СОВОКУПНОСТЬ РОЛЕЙ-
    • РОЛЕВОЙ
    • НАБОР

    РОЛЕВОЙ НАБОР ОТДЕЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ МНОГИМИ ФАКТОРАМИ

    ОДИН ИЗ НИХ- ВОЗРАСТ

    Слайд 10

    СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

    • ОВЛАДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ НАБОРОМ РОЛЕЙ СВЯЗАНО С УСВОЕНИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
    • ПРОЦЕСС УСВОЕНИЯ ОБРАЗЦЕВ ПОВЕДЕНИЯ, СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ И НОРМ, ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НАЗЫВАЕТСЯ
    • СОЦИАЛИЗАЦИЕЙ ДЕТСТВО- С 1Г ДО 8. ПОДРАЖАНИЕ ВЗРОСЛЫМ.
    • 1 ЭТАП
    • 8- 9 ЛЕТ
    • ИГРА ПО ПРАВИЛАМ. ПОСТИЖЕНИЕ МОРАЛЬНЫХ НОРМ, ДУХ. ЦЕННОСТЕЙ.
    • СОЦИАЛИЗАЦИЯ СОПРОВОЖДАЕТ ЧЕЛОВЕКА ВСЮ ЖИЗНЬ- УСВОЕНИЕ
    • НОВЫХ РОЛЕЙ.
  • Слайд 11

    КТО УЧИТ НАС « ИГРАТЬ ПО ПРАВИЛАМ»

    • СЕМЬЯ
    • СВЕРСТНИКИ
    • ШКОЛА
    • СРЕДСТВА
    • МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

    ВМЕСТЕ С ТЕМ НАДО ПРИЗНАТЬ ЧТО, СМИ МОГУТ СЛУЖИТЬ СРЕДСТВОМ

    МАНИПУЛЯЦИИ, ТО ЕСТЬ НЕЯВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИЧНОСТЬ

    Слайд 12

    СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ.

    ОДНОЙ ИЗ СТОРОН СОЦИАЛИЗАЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ.

    СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ- ПРИСПОСОБЛЕНИЕ- ЭТО ПРОЦЕСС ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К МЕНЯЮЩЕЙСЯ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ С ПОМОЩЬЮ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ.

    Класс: 11-й класс, профильный уровень.

    Название темы: Социальные статусы и роли.

    Роль и место данной темы в курсе: Тема изучается в 11-м классе профильный уровень по программе Л.Н.Боголюбова в течение 2 уроков в рамках тематического блока “Социальное развитие современного общества” и призвана дать понятия: социальный статус, виды статусов их классификация, социальные роли, ролевой набор, имидж, социализация.

    Основные вопросы темы 1 урока:

    1. Что такое статус.
    2. Что такое социальный статус личности.
    3. Социальные роли.

    Основные особенности использования цифровых образовательных Интернет-ресурсов и компьютерных программных средств: цифровые образовательные ресурсы в данной теме используются для поиска и систематизации информации о социальных статусах и ролях, а также для подготовки выступлений учащихся. Учащиеся используют Интернет для поиска информации, программы Microsoft Offise Word и Microsoft Offise PowerPоint для подготовки выступлений.

    Технические средства: компьютер, принтер, проекционная аппаратура.

    Использование компьютера при подготовке учителя к уроку: учитель использует Интернет и программы Microsoft Offise Word и Microsoft Offise PowerPoint для помощи ученикам в процессе самостоятельной работы и поиску информации.

    Ожидаемые результаты обучения: Учащиеся познакомятся с основными позициями социального статуса, его видами, ролевым набором личности. Умеют находить, систематизировать, отбирать и применять найденную информацию при подготовке на уроке. Умеют готовить презентации по данной теме с использованием компьютерных программ. Умеют формировать и аргументировать мысль, излагать информацию, приводить примеры, задавать вопросы и отвечать на них.

    Описание урока по теме: “социальные статусы и роли”

    Цели урока: углубить и систематизировать знания учащихся о социальном статусе личности. Формирование основ социальной культуры.

    Задачи урока:

    • Образовательные: усвоить понятия “ социальный статус” и “ социальная роль”.
    • Воспитательные: формировать отношение к процессу социализации, вырабатывать активную гражданскую позицию, воспитывать толерантное отношение к людям.
    • Развивающие: развить познавательный интерес у учащихся к изучению данной темы при работе с Интернетом, электронными носителями, развивать умения интегрировать работу с компьютерной техникой и учебной литературой по данной теме.

    Тип урока: веб-квест.

    Оборудование: компьютеры с подключением к сети Интернет, проектор, экран, принтер.

    Перечень используемых цифровых ресурсов на уроке:

    Социальная роль. С понятием «социальный статус» тесно связано понятие «социальной роли», которое предложил Дж. Мид в конце XIX – начале XX вв. Социальная роль (фр. - Role) - это набор норм, определяющих как должен вести себя человек данного социального положения, в данной социальной позиции; это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Для возникновения роли необходима целая система норм, регулирующих действия человека в качестве исполнителя той или иной роли. Если, например, для данной социальной категории предписаны лишь немногие нормы (например, пешеходы должны переходить дорогу в специально указанных местах), этот набор еще не расценивается как социальная роль.

    Слайд 7 из презентации «Ролевая концепция личности» к урокам обществознания на тему «Человек и общество»

    Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке обществознания, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Ролевая концепция личности.ppt» можно в zip-архиве размером 230 КБ.

    Скачать презентацию

    Человек и общество

    «Социальные статусы и роли личности» - Приписываемый статус. Понятие «статус». Ральф Линтон. Социальный статус. Обязанности. Портрет. Личный статус. Ролевая идентификация. Статус. Виды статусов. Статусный портрет человека, или статусный набор. Статусный набор (портрет) человека. Специальность «Налоги и налогообложение». Ролевой набор. Положение человека, которое он занимает.

    Начальник. Ролевой набор. Друг, знакомый. Совокупность действий, которые человек обязан выполнять. «Психодраматические» роли. Работник. Джекоб Леви Морено (1892-1974). Ученик. Сын (дочь), брат (сестра). План. Студент. Социальная оценка. Весь мир – театр. Социальные роли в юношеском возрасте. Гражданин общества.

    «Учения об обществе и человеке» - Экзистенциализм. Новое время. Г.В.Ф.Гегель. Древний Китай. Человек. Адам Смит. Древняя Индия. Древняя Греция. Ценностный подход. Представители. Материалистическое понимание общества. Мифы. Средние века. Постмарксизм. Возрождение. Функции. Учения об обществе и человеке. Аристотель. Формы государственного правления.

    «Человек в современном обществе» - Основные институты общества. Макроструктура общества = общество как система. Практика. Взаимосвязь. Мировоззрение, его виды и формы. Потребности и интересы. Человек и общество. Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают. Познавательная деятельность. Понятие «общество» в узком смысле.

    «Ролевая концепция личности» - Иерархия статусов. Рационализация ролей. Ролевое обучение. Ролевые конфликты. Социальная роль. Социальный статус и ролевой набор личности. Характеристики социальной роли. Социальная мобильность. Личность. Освоение новой роли. Внутригрупповые роли. Социальный статус. Ролевое поведение. Ролевая концепция.

    краткое содержание других презентаций

    «Гражданское общество и политическое государство» - Правовое государство и гражданское общество. Правовое государство. Связь правового государства и гражданского общества. Понятие и подсистемы гражданского общества. Сущность и признаки правового государства. Признаки правового государства. Античность. Идеи гражданского общества. Теории правового государства. Теории правового государства и гражданского общества. Становление гражданского общества в современной России.

    «Биография Маркса» - Собрание сочинений. Творчество Карла Маркса. Философский материализм. Прибавочная стоимость. Труды Маркса. Стоимость. Марксизм. Карл Маркс. Работа в газете. Учение в экономике. Теория классовой борьбы. Социализм во всех сферах жизни. Социализм. Материалистическое понимание истории. Биография. Деятельность Карла Маркса.

    «Профессия социального работника» - Нравственность. Работник. Специальность. Добровольцы в социальной работе. Профессия. История социологии. Какими качествами должен обладать социальный работник. Социальный работник. Огюст Конт. Жизнь прекрасна.

    «Молодёжные организации в России» - Почему возникают субкультуры. Хиппи. Типы молодежных организаций. Молодые социалисты России. Молодежная субкультура эмо. Молодежное движение панков. Субкультура. Молодежные политические организации в России. Молодежные политические организации. Готы. Субкультура готов.

    «Социальная структура и социальные отношения» - Статусные группы. Работа с источником. Экономические факторы. Первобытное общество. Люмпены и маргиналы. Перемещение людей. Тенденции в развитии социальных отношениях. Устранимо ли неравенство. Буржуазия. Социальная стратификация по Веберу. Социальная структура и социальные отношения. Неравномерное распределение богатства между людьми. Социальная стратификация. Социальные перемещения. Основные понятия и термины.

    «Бытовые отношения» - Культура бытовых отношений. Культура ведения домашнего хозяйства. Решение проблемы. Ответьте на вопросы. Урбанизация и быт. Развитие личности. Быт и бытовые отношения. Культура питания. Культура обустройства и организации жилища. Культура организации досуга. Отношение к культуре бытовых отношений. Питание в определенное время.



  • Загрузка...
    Top